Что делать если лень совершать намаз. Не хочешь читать намаз? Как же сосредоточиться во время намаза

«Прежде чем осуждать кого-либо за плохой
поступок, нужно найти 70 причин, оправдывающих
поведение этого человека».
Пророк Мухамммад (салляллаху алейхи ва саллям).

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракятух. Я очень огорчена и не знаю что делать. Дело в том, что я заметила, что дочка часто только делает вид, что читает намаз. Например, когда я ей напоминаю, что пора прочитать намаз, она уходит в комнату, и пару раз я замечала, что пока, как ей кажется, я не вижу, она просто сидит на коврике. А недавно я случайно подслушала разговор ее с подругой. Девочка была у нас в гостях, и я также им напомнила о намазе. Так моя дочь в ванной ей сказала: «мы сейчас в комнату просто дверь закроем и сделаем вид, что намаз почитали». АстагфируЛлах!

Намаз для нее еще, конечно, не фарз (сейчас ей 11 лет), но такое отношение к намазу сейчас меня расстраивает и пугает – а вдруг так и не встанет на намаз, когда он станет для нее обязательным? Почему она обманывает? Так мало того, она учит такому обману и других. Я не знаю, как реагировать, когда я замечаю такую ложь. Что делать? Подскажите, ради Аллаха!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Хвала Аллаху, Господу миров, Создателю всего сущего, Который ведет прямым путем кого пожелает.

Я понимаю ваше огорчение и беспокойство по данному поводу. Действительно, каждому родителю очень неприятно замечать, что его ребенок обманывает. А уж по такому поводу – тем более. Самое главное помните, как только вы заметили, что ребенок вам соврал, не стоит тут же кидаться на нее с упреками. Скорее всего, в этот момент вы, как минимум, находитесь в состоянии негодования, а чаще всего в гневе. И первое что необходимо сделать – это успокоиться, овладеть своими эмоциями. Ведь нам известно, что когда что-то вызывает гнев человека, он должен сдерживать себя, помня о последствиях гнева и достоинстве умения его сдерживать наряду со способностью прощать тех, кто делает тебе что-то плохое, так как Аллах Всевышний сказал:

«…которые … сдерживают свой гнев и прощают людям(, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!» (Cемейство Имрана», 134).

Не устраивайте «допросов с пристрастием», настойчиво требуя от ребенка правды. Лучше задумайтесь, почему ваша дочь предпочитает только делать вид, что читает намаз, постарайтесь понять мотивы обмана.

Человек не рождается лживым. Он учится лжи в процессе жизни, под влиянием угрожающих факторов. Пока существует опасность, существует ложь. В семьях, где воспитание достаточно мягкое и не авторитарное, проблемы лжи обычно не существует. О неприятностях ребенок может рассказать матери (отцу, бабушке) — они успокоят, что-то посоветуют, помогут. Признаваясь в «нехороших» поступках, такой ребенок уверен, что ему гарантирована и физическая, и психологическая безопасность. И у него нет необходимости лгать! Дети хотят избежать не только наказания, но и позора, насмешек, ситуаций, в которых будут выглядеть глупо. Ложь нередко служит облегчением жизни ребенка в тех семьях, где родители часто говорят «нельзя». Чем больше запретов, тем больше ребенок придумывает уловок.

Ребенок может врать тогда, когда часто сталкивается с тем, что родители могут «раздуть из мухи слона». С помощью лжи ребенок избегает наказания. Подумайте, не слишком ли высокие у вас требования к ребенку, соответствуют ли они его возможностям? Не унижаете ли вы его постоянными нотациями и нравоучениями? Нет ли у ребенка страха перед наказанием?

Другой причиной лжи может служить чувство ненужности, то есть, когда ребенку кажется, что ему не достаточно уделяют внимание, что его не ценят, не уважают. И детская логика в таком случае работает примерно так: раз мама заметила, что я вру, значит, я ей небезразлична.

Следующим пунктом можно назвать стыд. Чувство стыда — тоже не последняя причина того чтобы скрывать или излагать не совсем точно факты. А подробнее о причинах детской лжи и что с этим делать можно почитать в статье: Почему ребенок обманывает родителей?

Другим направлением, которым вам следует заняться – это прививать любовь к намазу. Прежде всего, взрастите эту любовь в себе, ведь дети, в первую очередь, смотрят на родителей и подражают им во всем. Если дочка будет видеть, как вы радуетесь наступлению времени намаза, с нетерпением ждете азан, тщательно берете омовение, то и она, волей-неволей, начнет более тщательно отслеживать время намаза. Показывайте своим примером, что все вопросы лучше решать через намаз: когда что-то нужно — хаджат намаз (нужды); когда не знаете, как правильно поступить – намаз-истихара; когда совершили грех или заболели – тауба намаз; когда случилось что-то приятное – шукр намаз; практикуйте и другие нафиль-намазы.

Читайте с дочерью хадисы Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).о наградах за намаз. не пугайте ее наказаниями за пропуск намаза, оставляйте пока в стороне эти хадисы. Ведь ни один человек не сможет полюбить то, чего боится. И если дочка будет читать намаз только из страха, то она никогда не сможет полюбить его, как говорится: «почувствовать вкус намаза». Хадисы о наказаниях прочитаете, иншаАллах, потом, когда она будет старше, и когда у нее поменяется отношение к намазу.

Ну и последнее, но не менее важное: делайте дуа Всевышнему!

Просите у Аллаха вести прямым путем ее, наполнить сердце любовью к намазу, сделать ее из числа стремящихся к намазу. А я желаю вам блага в обоих мирах, и чтобы Аллах даровал вам встречу с дочерью в садах Джанната. Аминь.

А Аллах Всевышний знает лучше.

Хаят Ибрагимова, детский психолог

Чуть- чуть совести и силы воли не хватает

Диалог между братом и сестрой:

Брат спрашивает старшую сестру: «Почему ты не одеваешь хиджаб?»

Сестра задаёт встречный вопрос: «Почему ты не делаешь намаз?»

– Я делаю, просто ты не видишь, – с неестественной улыбкой и застенчивостью отвечает он.

– Ну конечно, и в прошлую пятницу ты не лежал и не смотрел фильмы, а пошёл в мечеть, так? – с ухмылкой спрашивает она.

– Когда это такое было? – улыбается.

Давай не будем сейчас делать вид, как будто было не так. Тогда я тоже одеваю хиджаб, просто ты не видишь.

Всё, молчу, – опустив голову, сдаётся он.

Так этот диалог был переведён в шутку.

Сестра продолжает: «Вот ты понимаешь, что я должна носить хиджаб, и то, что намаз надо совершать ты тоже знаешь, но что тебе мешает совершать намаз?».

Брат, долго думая, всё-таки ответил: «Чуть-чуть совести и силы воли не хватает».

Интервью, взятое у того самого брата

Скажите, пожалуйста, в течение дня Вы вспоминаете о своём святом долге перед Всевышним Аллахом, то есть об обязательной пятикратной молитве?

– Да, вспоминаю.

И что Вам мешает сразу же совершить намаз, когда наступает время её совершения?

– Я смотрю на часы и вижу, что наступило время обеденной молитвы и говорю себе, что через десять минут я встану и пойду её совершать. Проходит десять минут, потом ещё десять потом ещё… Лень меня одолевает и так время намаза проходит, а потом уже ленишься до такой степени, что пропускаешь и следующие намазы с намерением возместить их потом. Мне хочется совершать все пять молитв в день, но лень берёт верх. Я думаю, что шайтан тоже мешает.

– Вот Вы сказали, что делаете намерение возместить пропущенные намазы, но всё-таки стабильно намаз не совершаете, не обманываете ли Вы себя?

– Намерение делаю искреннее, но в итоге понимаю, что занимаюсь самообманом.

– Знаете ли Вы о наказании за несовершение молитвы? Какие чувства Вы испытываете, когда пропускаете возложенную на Вас, да и на всю общину Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) молитву, не становится ли страшно?

– Я слышал на пятничных проповедях, что за один пропущенный намаз предусмотрено наказание семьдесят лет мучений в аду (да убережет нас Аллах). Также слышал и о том, что намаз нужно совершать правильно, без ошибок, иначе такая молитва не действительна. Зная о таком наказании, конечно, становится страшно. Определённое чувство страха наступает и перед выходом из дома. Неизвестно, вернусь ли я домой или нет, ведь Аллах может наказать нас в любое время. Если же умру, то предстану перед Всевышним с пропущенными молитвами, и в такие моменты хочется даже плакать. После определённых испытаний человек меняется, задумывается о своей жизни, так и я, попав в аварию и оставшись живым, понял, что Всевышний дал мне возможность исправиться, дал жизнь для того, чтобы начать совершать намаз, по возможности помогать людям, делать добро. Каждый человек по-своему осознаёт важность соблюдения предписанных Аллахом норм. И это испытание (авария) послужило поводом для осознания лично мной важности намаза и других обязательств перед Всевышним.

– И всё-таки страх проходит, и молитва вновь пропущена, происходит долгая борьба: один намаз совершается, а следующий может и нет. Как Вы думаете, почему проходит чувство страха за несовершение намаза?

– Стараюсь делать добро людям, например, помочь незнакомой бабушке донести пакеты до дома и тому подобные дела. Также стараюсь в другом богослужении, которое мне даётся легче, тем самым успокаивая себя. Но чувство вины за несовершение молитвы никогда не проходит. Я начинаю совершать молитвы с большим желанием, но в течение некоторого времени это желание как будто угасает. Угасает, наверное, из-за любви к мирскому, отвлечённости от ахирата. Так же, когда попадаешь в общество людей, где не совершают намаз, проводишь с такими людьми время, то и сам начинаешь забывать о молитве. К сожалению, таких людей больше чем тех, от которых идёт положительный заряд в духовном смысле, или же мне не повезло постоянно находиться в обществе таких богобоязненных людей.

– А что Вам помогает совершать молитву или что Вас побуждает к этому?

Когда хожу на пятничную молитву и слушаю проповедь, то сердце наполняется верой. Вижу богобоязненных людей, поклоняющихся Аллаху, и хочется брать с них пример. Например, когда на тренировках наступает время намаза и ребята делают джамаат намаз (коллективная молитва), то с радостью присоединяюсь к ним, и это тоже стимулирует на совершение молитвы. Если рядом находится человек, который не пропускает намаз, то это тоже очень сильно помогает.

– Желаю Вам и себе, и всей умме Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) помощи Аллаха в соблюдении всех обязанностей перед Ним.

– Что нам мешает и что помогает соблюсти второй столп Ислама?

Из этого интервью видно, что нам мешают совершать ежедневные молитвы: отвлеченность от ахирата, любовь к мирскому и занятость ею. Помогают: нахождение в обществе богобоязненных людей и размышления о творениях Аллаха, о Судном дне, о наказании за несовершение молитвы и о вознаграждении за совершение её. Так же посещение мечети для совершения коллективного намаза укрепляет иман (веру) и придаёт стимул и энергию для совершения последующих молитв. Но самое главное – это наши дуа (мольбы) к Всевышнему Аллаху, чтобы Он помог нам соблюсти все столпы Ислама, а иначе нет у нас силы для совершения благого и нет силы отказаться от плохого, кроме как при помощи Аллаха. Да поможет нам Аллах.

Что делать, если тяжело совершать утренний и ночной намазы? О дополнительных намаз. О забывчивости и путанице в намазе...

ВОПРОС: АсСаляму `аляйкум. Ответьте пожалуйста на вопрпосы. Спасибо заранее.

1) Мне 53 года. Мне очень тяжело вставать рано на утренний намаз и потздно ложиться, совершив ночной намаз (да простит меня Аллаh) т.к. потом я себя очень плохо чувствую весь день, ничего не могу делать по дому, болит и кружится голова... Могу ли я совершать намаз, когда проснусь утром и ночной пораньше или на следующий день [возмещать]?

2) Иногда у меня появляется потребность совершить намаз не из обязательных, в различное время суток. Могу ли я встать на намаз и какое намерение мне делать?

3) Иногда я путаюсь, сколько я сделала «фарзов», после первого мне кажется, что это второй и я читаю «ат-тахйяту». Что можете посоветовать в этом случае? Если я перепутала слова, как поступить в этом случае?

Большое спасибо. Субхана ЛЛаh...

ОТВЕТ: Ўа `аляйкум Салям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh! Уважаемая сестра! Прекрасно, что вы стараетесь выполнять предписания Аллаhа, выполняете намаз, даже если испытываете сложности в этом.

1) Лучше всего совершать намаз вовремя. Аллаh говорит в Кур’ане:

«Поистине, молитва для верующих - предписанное в определенное время.»

(4:103)

Сейчас наступает зимнее время, и тогда, если на то будет воля Аллаhа, у Вас не будет сложностей с выполнением молитвы. Наши дальнейшие рекомендации касаются в большей степени летнего времени.

Итак, несмотря на то, что это тяжело, надо стараться утренний намаз делать вовремя. Это очень важно! Если Вам тяжело, то можете ещё поспать после утреннего намаза.

В Вашем состоянии очень полезно отдохнуть после полуденного намаза. В это время пообедайте и поспите. Это полностью соответствует сунне пророка ﷺ . Далее, насчёт ночного намаза.

Летом, когда его время наступает довольно поздно, и Вам тяжело выполнять его вовремя, Вы можете совмещать его с намазом «Аль-Магриб», совершая ночной намаз сразу после него. После этого сделайте Ўитр и ложитесь спать.

И ещё один совет. У вас трое сыновей. Перекладывайте на них большую часть домашней работы. Из уважения к маме они обязаны взять её на себя. Не отбирайте у них награды от Аллаhа, обещанные Всевышним за помощь и хорошее отношение к родителям.

2) Вы можете совершить дополнительный намаз в любое время суток, кроме трёх периодов времени, когда это крайне нежелательно: во время восхода и захода солнца и в полдень.

Также нежелательно без причины делать дополнительный намаз после обязательного утреннего намаза «Аль-Фаджр» до восхода солнца и после обязательного намаза «Аль-‘Аср» до захода солнца.

Если Вы хотите сделать дополнительный намаз в период от восхода солнца до полудня, то делайте намерение совершить намаз «Ад-Духа». Если желаете совершить намаз в течение ночи, то делайте намерение совершить таhаджуд-намаз. А в остальное время делайте намерение совершить дополнительный намаз.

До того, как я пришел к тому, чтобы поклоняться Всевышнему, мне казалось, что предписанный верующим 5-кратный очень утомителен. Мне казалось нецелесообразным в разгар рабочего дня бросить свою работу и выделить время для совершения намаза.

Работая журналистом, я часто проводил в офисе по 10 часов в день или был занят на конференциях, встречах и интервью, и едва успевал выделить время на обед. Если бы я не работал, мое время было бы занято домашними делами, поручениями, друзьями и семьей. Я был очень пунктуален во всем, кроме того, что опаздывал пять раз в день.

Мне казалось нецелесообразным вставать задолго до рассвета , чтобы совершить фаджр , потому я не смогу нормально заниматься своей работой в течение дня. Также мне казалось нелогичным прерывание встреч в течение рабочего дня, чтобы совершить зухр и аср.

Совершение магриба также представлялось мне крайне проблематичным, потому что он приходится на короткий промежуток времени, когда возвращаешься домой, ужинаешь. Единственный намаз, который предоставлялся мне возможным, – это иша. Таким образом, большую часть своей жизни я в лучшем случае совершал все пять намазов в вечернее время, либо пропускал их ради забот.

Таков был мой непоследовательный подход к выполнению своей обязанности в виде намаза в течение дня. Я верил во Всевышнего и любил Его, но устанавливал свои условия поклонения Ему, а не следовал тем, что четко изложены в Коране и сунне пророка (мир ему). Тем не менее, суть жизни мусульманина заключается в том, чтобы совершать пятикратный намаз в установленное время. Без этого наша вера не завершена и не совершенна. Это главный способ поклонения, который Аллах предписал тем, кто стремится жить в лоне ислама.

Я осознал, что если не буду выполнять это предписание Всевышнего, то не могу считать себя мусульманином. Я перестроил свой образ жизни под намаз. И вот уже полтора года я ни разу не пропускал намаза, где бы я не находился – на работе, в торговом центре или в дороге.

Оглядываясь назад, я понимаю насколько неправильным было мое отношение к намазу. Когда я перестал пытаться вписать молитвы в свои повседневные дела и организовал свою жизнь вокруг намазов, это помогло мне избавиться от ненужных дел. Намаз способствует душевному спокойствию и покою, поэтому я решил отгородить себя от негатива, чтобы лучше концентрироваться во время молитвы, и избавил себя от болтовни и выслушивания сплетен.

За короткое время молитва стала для меня на удивление легкой и естественной. Раньше я считал намазы очень неудобным, но потом осознал, насколько они легко и плавно вписываются в распорядок дня. Утренний намаз давал мне прилив энергии в течение дня. Намазы, которые я считал обременительными, стали неотъемлемой частью моей жизни.

Исламский мыслителе аль-Газали сказал: «Воистину, душа привыкает к тому, к чему ты ее приучаешь. Это значит: то, что вначале обременяет душу, в конце концов становится ее природой».

На каждом повороте моего пути в поисках обогащения своей веры, я обнаруживал, что то, что вначале кажется сложным, становится простым, когда совершается с искренностью. После того, как я перестроил свою жизнь вокруг намаза, пятикратная молитва стала для меня недостаточной, чтобы выразить мою приверженность. Я изучил хадисы Пророка Мухаммада (мир ему) и узнал, что можно совершать дополнительные намазы. С тех пор не прошло ни дня, чтобы я их не совершал.

В дополнение своих ежедневных молитв я сделал для себя обязательным поминание Аллаха – зикр. Повторение таких фраз, как «ля иляха илля Ллах» (нет бога кроме Аллаха), заставляет нас концентрировать наше внимание на Всевышнем.

Если каждый день, выходя из дома, говорить «Во имя Аллаха» (Бисмиллях), то Аллах будет направлять нас в течение всего дня, если сказать «Я верю Аллаху» (тавакальт аль Аллах), вы будете под защитой Аллаха, а если сказать «Нет силы и мощи, кроме как у Бога» (ля хауля ва ля куввата илля биллях), Аллах защитит вас.

Возможно, для кого-то такая приверженность может показаться немного чрезмерной, пару раз мне даже так говорили. Но это чрезмерность в вещах величайшей значимости, и она не может принести человеку вред. Чем больше времени я посвящаю Богу, тем спокойнее моей душе, и тем больше я сосредотачиваюсь на самых важных вещах: на том, как достойно обращаться с семьей и друзьями, упорно работать, помогать нуждающимся, с состраданием и щедростью давать милостыню и сохранять свою целостность.

Поминание Бога на протяжении всего дня в намазах и зикрах очищает наше сердце и стирает преграды, которые могут помешать вере предстать в своем чистейшем виде.

И, как сказал аль-Газали: «Воистину, когда человек любит какую-то вещь, он постоянно о ней упоминает, а когда он постоянно упоминает вещь, даже если это обременительно, он любит ее».

До наступления времени намаза подготовьте свое тело и мысли к намазу

Все виды поклонения, вне зависимости от того, как их осуществляет мусульманин, имеют обязательные условия, составные части, желательные действия и другие правила. Эти все правила необходимы для того, чтобы то или иное поклонение мусульманина считалось действительным. Но для того, чтобы это поклонение было принято Всевышним Аллахом, необходимо ещё, чтобы оно было совершено только ради Него, со смиренностью, искренне и с присутствием сердца. Для достижения всего этого надо максимально сосредоточиться на своем поклонении, и больше всего это необходимо при совершении намаза.

Часто человек совершает намаз подобно машине, выполняя привычные движения, как по заранее запрограммированному алгоритму. При этом он повторяет известные слова без придания им особого значения. К великому сожалению, от совершенного таким образом намаза человек ничего не приобретает.

Всевышний Аллах сказал о намазе в Коране:

إِنَّ الصَّلَوةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَآءِ وَالْمُنْكَرِ

«Воистину, намаз оберегает от мерзости и порицаемого ». (сура Аль-Анкабут, 45)

Соблюдение всех намазов как положено удерживает человека от мерзких деяний и неодобряемого, так как исполнение его столпов и условий увеличивает Веру и стремление к совершению благого. Но такой намаз не делает нас лучше, не очищает наши сердца и не удерживает нас от порицаемого. Поэтому мы и продолжаем совершать грехи, как будто и не молились вовсе.

Причиной же всего этого является отсутствие сосредоточенности при совершении намаза, присутствие которой позволило бы нам стать ближе ко Всевышнему Аллаху во время намаза и занять свою голову и сердце только Тем, ради кого мы совершаем этот намаз.

Как же сосредоточиться во время намаза?

1. Не переедайте .

Если человек излишествует в еде и часто переедает, он никак не может сосредоточиться на намазе из-за дискомфорта в организме.

Имам Аль-Газали в книге «Минхадж аль-‘абидин» пишет: «Что касается потребления больше того, в чём есть нужда, – то это беда для поклоняющихся и горе для тех, кто желает усердствовать в строгом следовании нормам религии.

Я размышлял об этом и обнаружил десять бед, которые являются следствием неумеренности в еде:

От переедания сердце черствеет, и его покидает свет познания Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не убивайте свои сердца чрезмерной едой и питьём, поистине, сердце погибает, подобно тому, как погибают посевы от изобилия воды».

Один из праведных сказал, что желудок – это нечто наподобие кастрюли, кипящей под сердцем. Копоть и пар, поднимающиеся от неё, затуманивают и очерняют сердце.

Переедание является бедой для всех органов, ибо это призывает их к занятию лишним, тем, в чём нет необходимости, и к совершению грехов. Когда человек заполняет свой живот – его глазам хочется глядеть на запретное или лишнее, его ушам хочется слушать подобное, его языку хочется говорить подобное, а шахват тянет на исполнение своей нужды. И он, не удержавшись, впадает в запретное.

Но когда человек заставляет свой живот голодать, все остальные органы пребывают в спокойствии, они не тянутся к совершению того, что мы упомянули, и не желают этого».

2. Подготовьтесь к намазу .

Заранее до наступления времени намаза подготовьте свое тело и мысли к намазу, настройтесь на намаз. Совершите омовение, соблюдая все обязательные и желательные действия омовения, тщательно доводя воду к каждому омываемому органу. Переоденьтесь в чистую и самую красивую одежду, найдите в доме самое укромное тихое место, где вам никто не мешает и где бы вы могли полностью «погрузиться» в атмосферу поклонения и намаза.

Не лучшее решение – делать намаз как перерыв между «основными» делами, ибо так вы не сможете полностью сосредоточиться на намазе в полной мере. Наоборот, намаз, как и другие обязанности перед Всевышним Аллахом, должен быть основной заботой мусульманина, а на другие мирские дела можно отвлечься в свободное от поклонения своему создателю время.

3. Оставьте проблемы

Перед совершением намаза наша голова может быть забита множеством мыслей о работе, семье, деньгах, прошлых и будущих событиях и т.д. Если человек не оставит это все за пределами намаза и начнёт намаз с этими мыслями, он так и будет продолжать думать об этих вещах во время молитвы. Уделите намазу особое внимание и выделите время исключительно для него, оставив мирское за пределами намаза.

Имам Абу Хамид Мухаммад аль-Газали книге «Ихьяъ ‘улум ад-дин» пишет об этом следующее:

«Ничто не отвлекает сердце от намаза, как приходящие мысли, отнимающие внимание сердца от него. Целительным средством для приведения сердца в состояние хузура является отклонение таких мыслей. И ничто не отклоняется иначе, как путем сведения на нет его причины. Так разузнай же вначале причину, порождающую эти мысли».

Имам Аль-Газали подчёркивает , что мы не можем просто отклонить эти мысли, а вот найти и обезвредить причины, из-за которых возникают эти мысли, нам под силу, так просто избавиться от лишних мыслей у нас не получится. Намаз мы совершаем ради довольства Аллаха и не можем лишать себя такой возможности, занимая мысли посторонними вещами.

Поделиться