Тест на самоконтроль методика проведения. Психологические тесты для самоконтроля

Индивидуальное занятие на тему:

«Самоконтроль поведения».

Тема мероприятия: индивидуальное занятие на тему «Самоконтроль поведения».

Цель: Познакомить ребенка с понятием самоконтроль, выявить особенности самоконтроля у данного ребенка, объяснить важность самоконтроля поведения.

Задачи:

1.Сформировать правильно отношение ребенка к воле и самоконтролю.

2.Выявить самоконтроль ребенка.

3.Мотивировать ребенка на самостоятельное развитие самоконтроля.

Оборудование: Листочки, ручки.

Оформление: Плакаты, рисунки.

Ход занятия:

    Подготовительный этап.

    Проведение занятия:

    Введение.

    Беседа: Характеристика воли.

    Волевые качества личности.

    Тест на самоконтроль.

    Заключение.

3.Заключмтельный этап.

Анализ

1.Введение.

    Направленная этическая работа, обязательно проводимая преподавателем на фоне обучения психической саморегуляции, должна закладывать в учащихся основы нравственности.

    Возможны варианты комплектования групп, как только из детей, или подростков, так и совместно с их родителями. В последнем случае программа строится в расчёте на младших, но родители охотно участвуют в таких занятиях. Одним из плюсов второго варианта работы является появление общих интересов в семье и преодоление её разобщённости.

    Без особых медицинских показаний не следует проводить с детьми и подростками упражнения с рефлексогенными зонами эмоционально-волевой сферы (за исключением простейших упражнений с анахатой). Причина в том, что эти упражнения несовместимы с принятием алкоголя во время и после курса занятий.

    Акцент в работе должен делаться не на получении высоких результатов, а именно на расширение кругозора, на широкое информирование учащихся, чтобы помочь им в выборе жизненного пути, когда они повзрослеют.

Обогащайте занятия эстетикой и спортом!

1.Можно дополнить их хореографией, музыкой, фотографией, живописью, туризмом, закаливанием, экологией, литературоведением, философией - в зависимости от сферы компетентности преподавателя.

2. Возможно, использование упражнений с рефлексогенными зонами эмоционально-волевой сферы и других подобных приёмов специально подготовленными врачами для лечения некоторых детских неврологических и психических заболеваний.

3. Наиболее легко дети и подростки осваивают упражнения с образными представлениями. Труднее им обычно даётся овладение концентрацией

4. Интересный положительный эффект даёт присутствие (но не участие на равных правах) детей при загородных занятиях групп, где учатся их родители. При ненавязчивом к ним отношении, у детей включается важный механизм обучения - подражание.

Проблема ВОЛИ, произвольной волевой регуляции поведения и её влияние на различную деятельность человека уже давно занимала умы учёных.

Известно, что поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологическими механизмами. С одной стороны - это, безусловно-рефлекторные, и условно-рефлекторные механизмы, а с другой - произвольное управление, которое связано не только с физиологическими, но и с психологическим механизмами. Развитие и формирование воли и волевых качеств личности начинается с самого раннего детства. Этому процессу многое содействует, многие факторы оказывают на него влияние - и общение ребёнка со сверстниками, и игры, в которых он принимает участие. Большие возможности для волевого развития личности предоставляет учебная деятельность.

На начальном этапе школьного образования учебная деятельность занимает одно из центральных мест в жизни и личностном развитии детей, она является ведущим типом деятельности. Психика ребёнка, развитие его волевых качеств не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Однако в процессе учебной деятельности не только формируется волевая сфера ученика, но и волевое развитие личности оказывает непосредственное влияние на протекание учебной деятельности и на успеваемость школьников. Вопрос влияния волевого развития на учёбу и успеваемость школьников является одним из актуальных вопросов современной педагогической психологии.

2.Характеристика воли.

В психологической науке воля определяется, как свойство человеческой психики, которое проявляется в активной самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной энергией. Человек может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить её. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать противоположные. Преодоление препятствий и трудностей связано с т. н. волевым усилием, т.е. особым состоянием нервно-психического напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Природа воли человека . Волевые действия определяются внешними объективными обстоятельствами, в частности условиями, образом жизни и деятельности человека. Эти воздействия бывают отдалёнными и косвенными и, вследствие этого, не всегда осознаются, что иногда создаёт иллюзию абсолютной произвольности человеческих действий. Свобода воли заключается не в воображаемой независимости от законов природы и законов общественного развития, а в, основанной на познании этих законов, возможности пользоваться ими для определённых целей. Однако волевая деятельность человека, будучи объективно обусловленной, не понимается как фатальное следование внешним обстоятельствам, якобы освобождающим человека от ответственности за свои поступки. Правильно понять и оценить волевое действие человека можно лишь в том случае, если известны не только цели, но и мотивы действия, т. к. один и тот, же поступок в зависимости от этого может иметь различную нравственную характеристику.

Воля человека характеризуется различными качествами : целеустремлённостью, решительностью, настойчивостью, выдержкой (самообладанием), дисциплинированностью, смелостью, мужеством и др. Воля играет важнейшую роль в структуре характера, являясь, в известном смысле слова, его «стержнем».

3.Волевые качества личности.

Проявление воли в различных специфических ситуациях и в различных видах деятельности позволяет говорить о волевых качествах личности.

В качестве врождённого компонента выступает способность, обусловленная природными задатками, а в качестве приобретённого компонента - опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией, сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при неоднократном успешном преодолении таких трудностей. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т.е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

Терпеливость понимается в психологии как однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам (в основном - физиологическим состояниям), вызывающим утомление, гипоксию или чувство голода, жажды, боль. Длительность волевой активности зависит от энергетики активности: чем сильнее потребность и чем больше энергетические ресурсы организма, тем дольше человек может сохранять волевое напряжение.

Упорство и упрямство . Упорство понимается психологами как стремление достичь «здесь и сейчас», т.е. одномоментное, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Настойчивость, по определению известного учёного В.К. Калина, - эмоционально-волевое качество, в котором эмоциональные и волевые компоненты на разных этапах деятельности могут быть представлены по-разному.

Самостоятельность и инициативность . Самостоятельность определяется, как способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за поступки других. Самостоятельность как волевая черта присуща уже дошкольниками, однако, мотивы её проявления у детей разного возраста различные.

Инициативность проявляется в таких действиях школьников или их групп, которые послужили началом нового движения или изменения форм деятельности. В моральном плане инициативность характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за совершаемое действие.

Дисциплинированность и организованность . Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведённого порядка, организованность, выдержанность. Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами.

Старательность - это стремление выполнить какую-либо работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание школьника выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т.п.

Энергичность определяется, как способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого.

Героизм и мужество .

Принципиальность является свойством личности, которое представляется отражением идейности человека. Принципиальным считается человек, твёрдо (строго) и осознанно придерживающийся каких-либо принципов, т.е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения. Базой для такой твёрдости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного порядка.

Заметное развитие воли наблюдается в подростковом возрасте, когда происходит значительный, рост сознательного отношения к действительности, учению, рост мотивов обществ, порядка (чувство долга, ответственности).

Для исправления недисциплинированности педагогом могут быть приняты следующие меры :

1. Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учётом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для конкретного ученика.

2. Представление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах.

3. Укрепление в недисциплинированных учащихся веры в свои собственные силы.

4. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.

5. Использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.

Развитие самостоятельности школьника. Развитие самостоятельности проходит ряд этапов. На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только учителем или учителем совместно с учениками. На втором этапе самостоятельность проявляется не только в исполнении, но и самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется возможность самостоятельного планирования деятельности. На четвёртом этапе появляется творческая инициатива, т.е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей её достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

4.Тест на самоконтроль.

Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности, поведении (социальный самоконтроль) Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова.

Инструкция:

Сейчас я зачитаю тебе (вам) ряд вопросов, на которые тебе необходимо будет ответить. Здесь не может быть правильных или не правильных ответов. Люди различны, и каждый может высказать своё мнение. В верхней части листа укажите свой класс, возраст, пол, имя и начальную букву фамилии. Отвечая на каждый вопрос, вы должны будете выбрать один из трёх предлагаемых вам ответов, тот который в наибольшей степени соответствует вашим взглядам и поступкам. Если тебе что-нибудь не ясно, спроси.

1. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову.

2. Старайтесь не прибегать к слишком часто к промежуточным ответам типа: «не знаю», «нечто среднее», выбирая при этом наиболее подходящий вам вариант.

3. Обязательно отвечайте на вопросы подряд, ничего не пропуская.

4. Отвечайте честно и искренне. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, (ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального ключа, который знаем только мы, при чем ответы на каждый вопрос вообще не будут рассматриваться, на интересуют только общие показатели), они (ваши ответы) должны соответствовать действительности, этим вы очень поможете нам в нашей работе. Заранее благодарим вас за помощь.

Тестовый материал:

1. Меня считают вспыльчивым, невыдержанным человеком:

а) да (0)

б) не уверен (1)

в) нет (2).

2. Я уступаю место в городском транспорте пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми:

а) в любом случае (2)

б) иногда (1)

в) только если на этом настаивают (0).

3. Я склонен следить за проявлением своих чувств:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0).

4. Если в полученном задании что-то остается для меня непонятным, я:

а) всегда уточняю все неясности до выполнения задания (2)

б) поступаю так иногда (1)

в) уточняю неясности уже по ходу дела (0)

5. Я проверяю свои действия во время работы:

а) постоянно (2)

б) от случая к случаю (1)

в) редко (0)

6. Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я предпочитаю подождать, пока не буду убежден, что прав:

а) всегда (2)

б) обычно (1)

в) только если целесообразно (0)

7. Считаю, что каждая конкретная ситуация требует определенного стиля в одежде:

а) согласен (2)

б) отчасти (1)

в) не согласен (0)

8. Обычно я высказываю свое мнение после старших по возрасту и положению:

а) да (2)

б) не всегда (1)

в) нет (0)

9. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точных навыков:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

10. Если я краснею, я всегда чувствую это:

а) да (2)

б) иногда (1)

в) нет (0)

11. В процессе работы я стараюсь проверить правильность ее выполнения:

а) всегда (2)

б) от случая к случаю (1)

в) только когда уверен, что допустил ошибки (0)

12. Если у меня возникают сомнения в том, правильно ли я понял смысл прочитанного служебного текста, то я:

а) еще раз перечитываю неясное место в тексте (2)

б) поступаю так иногда (1)

в) не предаю этому значения, перехожу к очередному этапу работы (0)

13. По окончании работы привожу свое рабочее место в порядок, готовлю его к следующему рабочему дню:

а) обычно (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

14. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

15. В своих поступках я всегда стараюсь тщательно придерживаться принятых в обществе правил поведения:

а) да (2)

б) не уверен (1)

в) нет (0)

16. Я не бываю груб даже с теми людьми, которые мне очень неприятны:

а) верно (2)

б) не всегда (1)

в) неверно (0)

17. Если при чтении инструкции я встречаю какие-либо неясности, то я:

б) поступаю так иногда (1)

в) пытаюсь в них разобраться (2)

18. Часто я слишком быстро начинаю сердиться на людей:

а) да (0)

б) иногда (1)

в) нет (2)

19. В общественных местах я стараюсь не говорить громко:

а) всегда следую этому правилу (2)

б) иногда следую этому правилу (1)

в) редко следую этому правилу (0)

20. Ошибки в выполненной работе следует исправлять:

а) только в тех случаях, если кто-то на них укажет (0)

б) нечто среднее (1)

в) не дожидаюсь, когда другие укажут на них (2)

21. Когда я сильно переживаю по какому-то поводу, то перестаю следить за своими действиями:

а) почти всегда (0)

б) иногда (1)

в) редко (2)

22. Когда я планирую свою деятельность, то предусматриваю время на проверку выполненной работы:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

23. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам:

а) правильно (2)

б) не уверен (1)

в) неправильно (0)

24. Выступая перед аудиторией, я старюсь следить за своим голосом и жестами:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

25. Не приступаю к работе, пока не буду убежден, что все необходимое для этого уже лежит на своем обычном месте:

а) обычно (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

26. Уходя из дома, я не имею привычки проверять, выключил ли я свет, газ, утюг, утюг и воду:

а) согласен (0)

б) не уверен (1)

в) не согласен (2)

27. В общении я:

а) свободно проявляю свои чувства (0)

б) нечто среднее (1)

в) не выражаю своих чувств (2)

28. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то я скоро забываю об этом:

а) да (0)

б) нечто среднее (1)

в) нет (2)

29. Иногда мне говорят о том, что в моем голосе и манерах излишне проявляется возбуждение:

а) да (0)

б) не уверен (1)

в) нет (2)

30. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

31. Я – человек пунктуальный и обычно никуда не опаздываю:

а) верно (2)

б) не всегда (1)

в) неверно (0)

32. Под влиянием момента я редко говорю вещи о которых потом очень сожалею:

а) правильно (2)

б) не уверен (1)

в) неправильно (0)

33. Мне говорят, что когда я слишком увлеченно что-то рассказываю, моя речь становится несколько сбивчивой:

а) верно (0)

б) отчасти (1)

в) неверно (2)

34. Я ем с таким удовольствием, что при этом не всегда аккуратен, как другие:

а) правильно (0)

б) не уверен (1)

в) неправильно (2)

35. Когда я расстроен, я слежу за тем, чтобы скрыть свои чувства:

а) правильно (2)

б) нечто среднее (1)

в) неправильно (0)

36. При разговоре я предпочитаю:

а) высказывать мысли так, как они приходят мне в голову (0)

б) нечто среднее (1)

в) сначала сформулировать мысль получше (2).

Интерпретация:

О выраженности склонности к самоконтролю в эмоциональной сфере свидетельствуют ответы по пунктам: 1,3,10,18,24,27,29,32,33,35.

О выраженности склонности к самоконтролю в деятельности : 4,5,9,11,12,13,14,17,20,22,23,25. При этом 4,12,25 направлены на выявление степени выраженности предварительного контроля , а 5, 11, 23 – текущего , т.е. самоконтроля, включенного уже в процесс Д.

О выраженности склонности к социальному самоконтролю поведения : 2, 6, 7, 8, 15, 16, 19, 26, 28, 30, 31, 34, 36.

Степень выраженности склонности к самоконтролю (по видам и общей) определяется набранной суммой баллов (в соответствии с набранными по каждому ответу – от 0 до 2).

Социальный самоконтроль – это совокупность эмоционального, коммуникативного, поведенческого и деятельностного (самоконтроля в деятельности) самоконтроля.

Самоконтроля в эмоциональной сфере - это способность человека держать эмоции под контролем и сдерживать негативные действия при встрече с сопротивлением или враждебностью со стороны окружающих или при работе в стрессовых условиях. Эмоциональный самоконтроль рассматривается как компонент конструкта более высокого уровня в иерархии конструктов личности - адаптивности (приспособляемости)

Самоконтроля в деятельности - склонность к организаторской деятельности и достижение успеха в тех профессиях, где требуются объективность, решительность, уравновешенность. Определяет выраженность волевых характеристик личности. Этот фактор является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности. Он положительно связан с частотой выбора в лидеры и степенью активности при решении групповых проблем. Высокая дисциплинированность, целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения.

Самоконтроля в поведении – если человек смог изменить своё поведение здесь и сейчас, но это касается только конкретной ситуации, это - ситуативное изменение собственного поведения. Если же он изменил своё поведение в целом, принципиально, и это изменение надолго и касается большого числа значимых ситуаций, то говорится уже о самоконтроле поведения.

Поведение индивида с выраженной способностью к самоконтролю характеризуется следующими особенностями.

Умение поддерживать спокойное состояние, ровные сдержанные социальные отношения и спокойную обстановку при решении любых, даже сложных проблем.

Способность эффективно управлять своими эмоциями.

Умение эффективно управлять эмоциями других.

5.Заключение.

Воля в психологии определяется, как способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В случае необходимости волевой человек умеет отказаться от намеченного или осуществляемого действия, если оно уже не отвечает изменившимся обстоятельствам. Такому человеку свойственно и умение в случае необходимости воздерживаться от того или иного действия.

Преодоление препятствий и трудностей связано с т.н. волевым усилием

Волевая сфера личности раскрывается в волевых качествах. Все волевые качества личности делятся на два больших класса: собственно волевые качества (простые качества) и морально-волевые качества (сложные). В свою очередь, собственно волевые качества делятся на две группы. В первую входят волевые качества, связанные с целеустремлённостью личности (терпеливость, упорство, настойчивость), а во вторую группу входят волевые качества, которые характеризуют самообладание (выдержка, смелость, решительность и др.).

Волевые качества личности формируются в процессе всей жизнедеятельности человека, в том числе и в учебной деятельности. В свою же очередь волевые качества школьников оказывают влияние на их учебную деятельность и успеваемость.

Литература.

1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н./Дону: Феникс, 2006. - 542 с.

2. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

3. Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.

Методика "трансактного анализа ОБЩЕНИЯ"

Трансакция - единица акта общения, в течение которой собеседники, находящихся в одном из трех состояний «Я», обмениваются парой реплик. Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику один из трех возможных состояний нашего "Я": состояние Родитель, Взрослый или ребенок.


Практические упражнения и ситуации

Из следующих качеств и черт характера определите присущие вам легко заводит знакомства, вежливый, не любит людей,

разговорчивый, грубый, одинокий, стремится командовать, чрезмерно самонадеян, легко адаптируется к обстоятельствам и ситуации, невоспитанный, бескомпромиссный, откровенный, сдержанный, решительный, оптимистичный, уверенный в себе, уравновешенный, эгоистичный застенчивый, спокойный, демократический в отношениях, принципиальный, нетерпеливый, доверчивый. Оцените себя объективно, пытаясь в будущем избавиться от нежелательных черт характера, утверждать только необходимые для вас.

Из следующих качеств и черт характера попросите своих друзей определить свойственные вам легко заводит знакомства, вежливый, не любит людей, разговорчивый, грубый, одинокий, стремится командовать, чрезмерно самонадеян, легко адаптируется к обстоятельствам и ситуации, невоспитанный, бескомпромиссный, откровенный, сдержанный, решительный, оптимистичный, уверенный в себе, уравновешенный, эгоистичный, застенчивый, спокойный, демократический в отношениях, принципиальный, нетерпеливый, доверчивый. Сравните их оценку со своей, старайтесь избавиться от нежелательных черт.

Подумайте: 3 чего состоит ваша мировоззренческое кредо? Что мешает вам стать лучшим? Что вы хотели бы изменить в своей жизни и почему: перейти на другую работу, изменить круг общения, семейные отношения? Где чувствуете себя лучше и почему: в семье, с друзьями, на работе? С кем чаще всего проводите свое свободное время: с членами семьи, друзьями, в одиночестве? Что ни принимаете в себе и почему: постоянную раздвоенность, неумение контактировать с другими, отсутствие требовательности и принципиальности? Что цените в себе и почему? Что цените в друзьях и почему? Или критикуете свои взгляды и действия? Планируете свою работу? Удается ли вам осуществить свои планы?

Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выбирает себе и собеседнику соответствующее состояние "Я".

Трансактный анализ общения даст вам возможность овладеть тонкостями делового общения: точнее улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избежать тактических и стратегических ошибок контакта.

Эти три «Я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует различные формы поведения, чтобы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться в "взрослый" состояние, и отличает зрелую личность от молодого человека, пусть даже в возрасте.

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне иногда не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня трудно обмануть.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется поиграть, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все события, которые происходят.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я делаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю уязвим.

14. Мне удастся видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я - страстная человек.

17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступить.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

Разместите соответствующие символы в порядке убывания от самого большого до малого. Если у вас получилась формула ДОР.Д.Б., то это означает, что вы развито чувство ответственности, по мере импульсивные и непосредственные, не склонны к поучениям. Вам можно только пожелать сохранить эти качества и в дальнейшем. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Б. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание Б.Д.ДОР. время способно усложнить жизнь владельцу такой характеристики. "Отец" с детской непосредственностью режет "прав-ду-матку", ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и здесь нет особых причин для уныния. Если вас не интересует организаторская работа, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Б на второй или даже на третье место, то это вполне возможно. Вам помогут и группы тренировки общения, организованные профессиональными психологами во многих городах.

Д. во главе приоритетной Формулы вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, один раз шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался только тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать. Но детская непосредственность добра до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЙ коммуникативной компетентности ЛИЧНОСТИ

Согласно развитого выше представление о коммуникативной компетентности личности, предлагаем тесты для диагностики различных ее проявлений.

Диагностика общего уровня коммуникабельности

(по В.Ф. Ряховский)

Инструкция. За каждый ответ "да" начисляется 2 балла, "иногда" - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

Опросник

1. Вы ожидаете обычную деловую встречу. Или выводит это вас из привычной колеи?

2. Не откладываете вы визит к врачу до тех пор, пока уже совсем нет сил терпеть?

3. Не вызывает у вас недовольство или смущение поручение выступать с докладом или сообщением в связи с каким-то случаем?

4. Вы имеете возможность поехать в командировку в город, где никогда еще не бывали. Или приложите вы максимум усилий для того, чтобы избежать этой поездки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с другими?

6. раздражает вам просьба незнакомого человека (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос и т.д.)?

7. Верите ли вы в существование проблемы "отцов и детей" и в тс, что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Не посоромитеся вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть 10 гривен, которые вы одолжили ему несколько месяцев назад?

9. В кафе вам подали недоброкачественную пищу. Или промолчит вы, только недовольно отодвинув тарелку?

10. В ситуации один на один с незнакомым человеком вы не начнет * то беседу сами и вам не понравится, если первой заговорит она. Так ли это?

11. Вас ужасает любая длинная очередь (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра и т.д.). Вам легче отказаться от своего намерения, чем встать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в улаживании конфликтной ситуации?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, никаких "чужих" мыслей по этому поводу не принимаете. Это так?


14. Услышав где-то в неофициальной ситуации ("в кулуарах") явно ошибочную точку зрения по хорошо известному вам вопрос, вы, скорее всего, промолчите?

15. Вызывает ли у вас недовольство просьбе знакомых помочь разобраться в какой-то проблеме или учебной теме?

16. Вам легче формулировать свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка данных "Определите общую сумму баллов, которое вы набрали, отвечая на вопросы теста.

Интерпретация результатов.

32-30 болей. Вы некоммуникабельны, и это ваша беда, поскольку именно вы, прежде всего, страдаете от этого. Однако и близким людям нелегко. Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть более коммуникабельными, контролируйте себя.

29-25 болей. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночества, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не приводят вас к панике, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и часто бываете недовольны собой. Однако не ограничивайтесь только этим, так как именно от вас зависит изменить эти особенности характера. Разве не бывает так, что чем-то сильно увлекшись, вы "неожиданно" становитесь раскрепощенными и коммуникабельными? Стоит только постараться.

24-19 баллов "Вы известной степени общительны, в знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают, однако с новыми людьми вы сходитесь осторожно, неохотно участвуете в спорах и диспутах. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Все эти недостатки в вашей власти.

18-14 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою позицию без лишней вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний, экстравагантных выходок и многословия -все это вас раздражает.

13-9 баллов. Вы очень общительны (порой, пожалуй, даже излишне), заинтересованы, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает других. Охотно знакомитесь с новыми людьми, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, что вы выходите из себя, однако быстро отходите. Чего вам не хватает, так это усидчивости, терпения и отваги при встрече с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете заставить себя не отступать.

8-4 балла. Общительность "бьет из вас ключом". Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас скуку. Охотно выражаетесь, даже если ваше представление о проблеме более чем поверхностное. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете ее успешно довести до конца. По этой причине люди относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этим.

С балла и менее. Ваша коммуникабельность имеет болезненный характер. Вы разговорчивы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Через ЦС вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием.

Диагностика потребности в общении

(по Ю.Л. Орловым)

Инструкция: Ответьте "да" или нет "на следующие утверждения.

Опросник

1. Я получаю удовольствие от участия в различных торжествах.

2. Я могу приглушить свои желания, если они противоречат желанию участников.

Мне приятно проявлять приверженность к кому.

Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.

Я чувствую, что по отношению к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.

Когда я узнаю об успехах своего друга, у меня почему-то ухудшается настроение.

Чтобы быть довольным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.

Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди сослуживцев.

9. Мои товарищи мне немного надоели.

10. Когда я делаю плохо работу, присутствие людей меня раздражает.

Прижат к стене, я говорю лишь ту часть правды, которая, по моему мнению, не вредит моим друзьям или знакомым.

В трудной ситуации я думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.

Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.

Мне приятно помогать друзьям, даже если это нанесет мне значительных хлопот.

Из уважения к товарищу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.


17. Сцены насилия в кино мне отвратительны.

18. В состоянии одиночества чувствую тревогу и напряженность больше, никогда я нахожусь среди людей.

Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.

Мне жаль брошенных собак и кошек.

Я предпочитаю иметь меньше друзей, но более близких.

Я люблю бывать среди друзей.

Я долго переживаю ссоры с близкими.

У меня больше близких людей, чем во многих других.

Во мне большее влечение к достижениям, чем к дружбе.

Я больше доверяю собственным интуиции и воображении во взгляде на людей, чем суждением о них других людей.

Я предоставляю большее значение материальному благополучию и престижа, чем радости общения с приятными мне людьми.

Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

Что касается меня люди часто неблагодарны.

Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.

Ради друга я могу пожертвовать всем.

В детстве я входил в одну "тесной" компании.

Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.

Обработка и интерпретация результатов. За каждый ответ, соответствующий ключу, начисляется один балл. Ключ:

Ответы "да" на утверждение 1, 2,7, 8, 11, 12,13, 14,17,18,19,20, 21,22,23,4,26,28, 30, 31, 32, 33.

Ответы «нет» на утверждение 3,4,5,6,9,10,15,16,25,27,29.

Определяется общая сумма баллов. Чем выше оценка, тем больше потребность в общении.

Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении

(по В. в. Бойко)

Инструкция. Читайте следующие суждения и отвечайте на них "да" или "нет".

Опросник

Обычно в конце рабочего дня на моем лице заметна усталость.

Бывает, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное воздействие на партнеров (теряюсь, смущаюсь, замыкаюсь в себе или, наоборот, много говорю, веду себя неестественно).

В общении мне часто не хватает эмоциональности, выразительности.

Пожалуй, я сдаюсь окружающим чрезмерно строгим.

Я в принципе против того, чтобы демонстрировать вежливость, если этого не хочется.

Я обычно умею скрыть от других вспышки эмоций.

Часто в общении с другими я продолжаю думать о своем.

Бывает, что я хочу выразить другом эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), однако он этого не чувствует, не воспринимает.

Часто в моих глазах или в выражении моего лица заметна озабоченность.

В деловом общении я стараюсь скрыть свои симпатии к партнерам.

Все мои неприятные переживания, как правило, "нарисованные" на моем лице.

Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится чрезмерно красноречивой, экспрессивной.

Пожалуй, я несколько эмоционально скован.

Обычно я нахожусь в состоянии нервной напряженности.

Как правило, я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатием в деловой обстановке.

Иногда близкие люди подсказывают мне: расслабь мышцы лица, не кривой губы, не сморщивает лицо и тому подобное.

Разговаривая, я чрезмерно жестикулирую.

В новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

Пожалуй, мое лицо часто выражает сумм или обеспокоенность, хотя на душе у меня спокойно.

Мне трудно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

Если я хочу, то всегда могу скрыть неприязнь к плохого человека.

Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.

Мне очень просто изобразить по собственному желанию или по просьбе других разные выражения лица: печаль, радость, испуг, отчаяние и т.

Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

Мне что-то мешает проявлять теплоту, симпатию человеку, даже если эти чувства к ней чувствую.

Обработка данных. Подведите итоги самооценки с помощью предложенного ключа (балл 1 за каждый совпадение вашего ответа с приведенным ниже ключом).

Неумение управлять эмоциями, дозировать их (ответы «да» на вопросы 1, 11, 16 и "нет" на вопрос 6,21).

Неадекватный проявление эмоций (ответы «да» на вопрос 7, 12, 17, 22 и «нет» на вопрос 2).

Негибкость и невыразительность эмоций (ответы «да» на вопрос 3,8,13,18 и "нет" на вопрос 23).

Доминирование негативных эмоций (ответы «да» на вопрос 4, 9, 14, 19, 24).

Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (ответы "да" на вопрос 5,10, 15,20, 25).

Интерпретация данных. Подсчитайте общую сумму набранных вами баллов. Она может колебаться в пределах 0-25. Чем больше баллов, тем очевиднее ваши эмоциональные проблемы в повседневном общении. Однако если вы набрали очень мало баллов (0-2), то это свидетельствует либо о вашей неискренности в своих ответах, или о том, что вы слишком плохо знаете себя. Если вы набрали не более 5 баллов, то эмоции, как правило, не мешают вам общаться с другими; 6-8 баллов - у вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении; 9-12 баллов- свидетельство того, что ваши "ежедневные" эмоции в определенной степени затрудняют взаимодействие с людьми; 13 баллов и более - эмоции вредят установлению контактов с ними, возможно, вам присущи какие-то дезорганизующие реакции или состояния.

Обратите внимание, нет ли у вас конкретных «помех» (это те параметры, по которым вы набрали 3 и более баллов).

Диагностика типичных способов поведения в конфликтных ситуациях

(с помощью теста Томаса)

Инструкция. Для выявления доминирующих стилей поведения в конфликтной ситуации следует заполнить опросник, состоящий из набора альтернативных суждений (а и б). В каждом случае следует внимательно ознакомившись с ними, выбрать то, которое больше соответствует тому, как вы обычно действуете.

Опросник

1. а) иногда я позволяю другим взять на себя ответственность за решение вопроса, что вызывает спор;

б) вместо обсуждения того, в чем наши позиции не совпадают, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) я стараюсь найти компромиссное решение;

б) я стараюсь решить ситуацию с учетом интересов другого человека и моих собственных.

3. а) как правило, я настойчиво добиваюсь своего,

б) иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) я стараюсь найти компромиссное решение;

б) я стараюсь не задеть чувства другого человека, не обидеть ее.

5. а) улаживая противоречивую ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого человека;

6. а) я хочу избежать неприятностей для себя;

7. а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы в свое время решить его окончательно;

б) я считаю возможным уступить в чем-то, чтобы добиться своего в другом.

8. а) как правило, я настойчиво добиваюсь своего,

б) прежде всего я хочу выявить все спорные вопросы и интересы, которые затронуты.

9. а) считаю, что не всегда стоит волноваться из-за споров, возникших;

б) я стараюсь добиться своего.

10. а) я твердо хочу добиться своего;

б) я стараюсь найти компромиссное решение.

11. а) прежде всего я хочу выявить все спорные вопросы и затронутые интересы;

б) я стараюсь успокоить другого и, прежде всего, сохранить наши отношения.

12. а) часто я избегаю занимать позицию, которая могла бы вызвать спор;

13. а) я предлагает что-то среднее;

б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) я сообщаю другого о своей точке зрения и спрашиваю, что думает по этому поводу он;

б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество моей позиции.

15. а) я стараюсь успокоить другого и, прежде всего, сохранить наши отношения;

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезного напряжения отношений.

16. а) я стараюсь не задеть чувств другого человека, не обидеть ее,

б) как правило, я стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) я стараюсь добиться своего;

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезного напряжения отношений.

18. а) если для другого человека это очень важно, я позволю ей настоять на своем;

б) я даю возможность другому человеку в чем-то остаться при своем мнении, если она идет навстречу мне.

19. а) прежде всего я хочу выявить все спорные вопросы и затронутые интересы;

б) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы в свое время решить его окончательно.

20. а) я пытаюсь сразу преодолеть наши разногласия;

б) я стараюсь найти наилучшее сочетание потерь и достижений для нас обоих.

21. а) я стараюсь быть внимательным к интересам и слов другого;

б) я всегда склонен к прямому обсуждению проблемы.

22. а) я стараюсь найти среднюю позицию между моей и той, которую занимает другой человек;

б) я отстаиваю свою позицию.

23. а) как правило, я стараюсь удовлетворить желания каждого из нас;

б) иногда я позволяю другим взять на себя ответственность за

решение вопроса, что вызывает спор.

24. а) если для другого его позиция очень важна, я стараюсь пойти ему на встречу;

б) я стараюсь склонить другого человека к компромиссу.

25. а) я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) я стараюсь быть внимательным к аргументам другого, учитывать его позицию.

26. а) я предлагаю, как правило, среднюю позицию;

б) я почти всегда стараюсь удовлетворить интересы каждого из

27. а) как правило, я стараюсь избегать споров;

б) если для другого его позиция очень важна, я стараюсь пойти ему на встречу.

28. а) я стараюсь добиться своего;

б) уладнуючы ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. а) я предлагаю среднюю позицию;

б) считаю, что не всегда стоит волноваться из-за споров.

30. а) я стараюсь не задеть чувства другого человека, не обидеть ее,

б) я всегда стараюсь занять такую позицию в споре, чтобы мы

оба преуспели.

Обработка и интерпретация данных.

В методике различается пять возможных стилей поведения личности в конфликтной ситуации, а именно:

соревнования - когда человек активно преследует собственную цель и пытается любой ценой удовлетворить собственные интересы, игнорируя цели и интересы другого человека;

сотрудничество - когда партнеры стремятся найти такое решение проблемы, при котором будет достигнута цель и удовлетворены потребности каждого;

компромисс - когда партнеры пытаются найти удовлетворительное баланс своих интересов и потребностей;

избегание - когда человек отказывается от взаимодействия, видя тщетность своих усилий или откладывая взаимодействие до лучших времен;

приспособление - когда человек пытается создать условия для удовлетворения потребностей партнером и достижения им своих целей.

Ключ к опроснику:

соревнования - За, 66, 8а, 96,10а, 136, 146,166, 17а, 226,25а, 28а;

сотрудничество - 26,5, 86,11 а, 14а, 19а, 20а, 216,23а, 266,286,306;

компромисс - второе, 4а, 76,106,126, и за, 186, 206,22а, 246,26а, 29а;

избегание - 1а, 56,7, 9а, 12а, 156, 176,196,21а, 236,27а, 296;

приспособления - 1 б, 36,46, увы, 11 б, 15а, 16а, 18а, 24а, 256,276,30а.

Если выбран вариант ответа совпадает с ключом, то опрашиваемый получает один балл. Затем находим сумму баллов по каждому из возможных вариантов поведения в конфликтной ситуации. Полученные количественные показатели сравниваются между собой для выявления доминирующих тенденций поведения человека в конфликтной ситуации.

Или подвергаетесь вы внушению?

Легко Вас убедить, легко Вы пидлягаетеся внушения, достаточно Вы оптимистичны - узнать все это, считаем, Вам поможет такой тест:

1. После каждого нового сообщения о любую новую диету или рациональный образ жизни Вы:

а) сразу просматриваете или даже меняете свой образ жизни, режим питания;

б) задумываетесь, что из этого может понадобиться и вам;

в) никогда не обращаете на это внимания (по Вашему мнению, человечество и сохранилось потому, что никогда об этом не задумывался).

2. Если на Вашем лице сыпь или Вы ранили лицо во время бритья, Вы:

а) не выходят из дома, пока лицо не заживет, так Вам кажется, что
если Вы выйдете в таком виде, все будут обращать на Вас внимание;

б) Вы пытаетесь каким-либо образом скрыть это, а если встречаете кого-нибудь из знакомых, сразу же объясняете, что с Вами произошло;

в) Вы не будете обращать на это внимания, интерес сторонних Вас не беспокоит.

3. Если Вы почувствовали, что кто-то идет за Вами и едва не наступает Вам на пятки, Вы:

а) ускоряете шаг;

б) Вам все равно, но из любопытства Вы оглядываетесь и смотрите, кто это.

4. Вам нужно принять решение, и Вы:

а) ни говорите с другими, потому что боитесь получить противоречивые советы, которые собьют Вас;

б) ищете советы, но в конце концов делаете по-своему;

в) слушаете только себя.


5. Вы немного заболели, однако не обращаетесь к врачу:

а) там много больных, которые станут рассказывать о своих недомоганиях, а это Вас раздражает;

б) у Вас просто нет для этого времени. Вы уверены, что пройдет само собой;

в) врач может сказать Вам что-то неприятное.

6. Если на новом месте работы (учебы) все внезапно начинают утверждать, что Вы очень симпатичный человек, а на прежнем месте у Вас были проблемы в общении с людьми, то Вы думаете, что:

а) новые коллеги (студенты) праве, на старом месте Вас просто не ра- сумели;

б) они менее требовательны;

в) они более спокойные, философски ко всему относятся.

7. В театр, кино Вы идете сразу, как только поймете, что герой к которому:

а) похож на Вас, у него такие же проблемы и Вам интересно, как он их решит;

б) герой и обстоятельства совсем не похожи на Ваши, поэтому все это Вам интересно, чтобы сравнить с собой;

в) Вы смотрите с одинаковым удовольствием фильмы, спектакли, не соизмеряя героев с собой.

8. Если утверждают, что в последнее время Ваша работа не улучшается, то:

а) это сильно травмирует Вас, Вы начинаете работать еще хуже;

б) Вы сами не замечаете такого спада в работе, поэтому считаете, что Вас хотят сбить с толку;

в) Вы сами пытаетесь составить уровень своей работы и сделать вывод, что хотя она и не безупречно, но Вы работаете с интересом и не хуже других.

9. Если водитель такси посмотрит на Вас с плохо скрываемой досадой, то Вы:

а) решите, что он, возможно, человек всегда всем недовольна;

б) возможно, он очень устал;

в) решите, что Вы ему просто не понравились.

10. Как только Вы вспоминаете о Ваших бабушку и дедушку, с которыми Вы не живете вместе, или о своих родителях, то:

а) Вы видите расположение комнат, предметов в их доме;

в) Вы прежде всего вспоминается запах в их доме, Вы его почти "чувствуете".

Если Ваши ответы составили всего группу "а" и "б", то можно отметить, что Вы достаточно спокойная, оптимистичный человек, не лишена соответствующего уровня самокритики. Вы способны реагировать на изменения, однако сначала тщательно их обдумываете, обсуждаете. Вы подвергаетесь внушения прежде всего в отношении тех вещей, которые больше всего Вас интересуют.

Если в Ваших ответах больше всего (или даже все) "в", то, наверное, Вы слишком самонадийни, часто бываете упрямым. Вы слишком легкомысленно относитесь ко многим важным вещам.

Тест М. Снайдера позволит определить уровень вашего коммуникативного контроля. Устойчиво ли ваше поведение, или же вы не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях? Умеете ли вы гибко реагировать на изменение ситуации?

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе.

Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным - букву «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем , по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент».

Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Инструкция:

По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные.

Подсчитывайте сумму баллов.

Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

Результаты:

0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности. Это может стать помехой при работе в коллективе, особенно в женском, где, как известно, личные отношения значат очень много.

4-6 баллов - у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих. Профессиональное общение не является для вас проблемой, но вот когда, касается глубоких отношений, искренности и самораскрытия, то вам неуютно без привычных ролей и масок.

Экология здоровья: При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий...

Как составить индивидуальную программу занятий

При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий

При определении физической подготовленности используют калькулятор, при составлении индивидуальной программы занятий – сумматор и дозатор.

Калькулятор физического состояния предназначен для комплексной оценки функциональных возможностей сердечно–сосудистой системы и физической подготовленности по балльной системе КОНТРЭКС–2 (контроль–экспресс).

Система КОНТРЭКС-2 разработана отечественными учеными С.А. Душаниным, Е.А. Пироговой и Л.Я. Иващенко (1984), ими созданы несколько диагностических систем для первичного (КОНТРЭКС-3), текущего (КОНТРЭКС-2) и самоконтроля (КОНТРЭКС-1).

Показатели для определения уровня физического состояния по системе «КОНТРЭКС-2» приведены ниже.

КОНТРЭКС–2 включает 11 показателей и тестов, которые оцениваются следующим образом:

1. Возраст. Каждый год жизни дает 1 балл. Например, в возрасте 50 лет начисляется 50 баллов и т.д.

2. Масса тела. Нормальная масса оценивается в 30 баллов. За каждый килограмм сверх нормы, рассчитываемой по следующим формулам, вычитается 5 баллов:

мужчины: 50 + (рост – 150)x0,75 + (возраст – 21)/4

женщины: 50 + (рост – 150)x0,32 + (возраст – 21)/5

Например, мужчина 50 лет ростом 180 см имеет массу тела 85 кг, а нормальная масса тела составит:

50 + (180 – 150) x 0,75 + (50 – 21)/4 = 80 кг.

За превышение возрастной нормы на 5 кг из общей суммы баллов вычитается 5x5 = 25 баллов.

3. Артериальное давление. Нормальное артериальное давление оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм рт. ст. систолического или диастолического давления выше расчетных величин, определяемых по ниже приводимой формуле, из общей суммы вычитается 5 баллов:

мужчины: АДсист. = 109 + 0,5 x возраст + 0,1 x масса тела;
АДдиаст. = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;

женщины: АДсист. = 102 + 0,7 x возраст + 0,15 х масса тела;
АДдиаст. = 78 + 0,17 x возраст + 0,1 x масса тела.

Например, у мужчины 50 лет с массой тела 85 кг артериальное давление 150/90 мм рт. ст.

Возрастная норма систолического давления составляет:

109 + 0,5 x 50 + 0,1 x 85 = 142,5 мм рт. ст.

Норма диастолического давления:

74 + 0,1 x 50 + 0,15 x 85 = 92 мм рт. ст.

За превышение нормы систолического давления на 7 мм рт. ст. из общей суммы вычитается 5 баллов.

4. Пульс в покое. За каждый удар менее 90 начисляется один балл. Например, пульс 70 в минуту дает 20 баллов. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются.

5. Гибкость. Стоя на ступеньке с выпрямленными в коленях ногами, выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохранением позы не менее 2 секунд. Каждый сантиметр ниже нулевой точки, равный или превышающий возрастную норму, приведенную для мужчин и для женщин в табл. 1, оценивается в 1 балл, при невыполнении норматива баллы не начисляются. Тест проводится три раза подряд, и засчитывается лучший результат.

Например, мужчина 50 лет при наклоне коснулся пальцами отметки 8 см ниже нулевой отметки. Согласно табл. 1, норматив для мужчины 50 лет составляет 6 см. Следовательно, за выполнение норматива начисляется 1 балл и 2 балла за его превышение. Общая сумма составляет 3 балла.

Таблица 1. Нормативы двигательных тестов для оценки основных физических качеств

Воз­раст, лет Гиб­кость, см Быстро­та, см Динами­ческая сила, см Скоростная вынос­ливость Скоростно-силовая вынос­ливость Общая выносливость
10–минут­ный бег, м 2000 м, мин.
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
19 9 10 13 15 57 41 18 15 23 21 3000 2065 7,00 8,43
20 9 10 13 15 56 40 18 15 22 20 2900 2010 7,10 8,56
21 9 10 14 16 55 39 17 14 22 20 2800 1960 7,20 9,10
22 9 10 14 16 53 38 17 14 21 19 2750 1920 7,30 9,23
23 8 9 14 16 52 37 17 14 21 19 2700 1875 7,40 9,36
24 8 9 15 17 51 37 16 13 20 18 2650 1840 7,50 9,48
25 8 9 15 17 50 36 16 13 20 18 2600 1800 8,00 10,00
26 8 9 15 18 49 35 16 13 20 18 2550 1765 8,10 10,12
27 8 9 16 18 48 35 15 12 19 17 2500 1730 8,20 10,24
28 8 8 16 18 47 34 15 12 19 17 2450 1700 8,27 10,35
29 7 8 16 18 46 33 15 12 19 17 2400 1670 8,37 10,47
30 7 8 16 19 46 33 15 12 18 16 2370 1640 8,46 10,58
31 7 8 17 19 45 32 14 12 18 16 2350 1620 8,55 11,08
32 7 8 17 19 44 32 14 11 18 16 2300 1590 9,04 11,20
33 7 8 17 20 43 31 14 11 17 16 2250 1565 9,12 11,30
34 7 8 17 20 43 31 14 11 17 15 2220 1545 9,20 11,40
35 7 8 18 20 42 30 14 11 17 15 2200 1520 9,28 11,50
36 7 7 16 20 42 30 13 11 17 15 2200 1500 9,36 12,00
37 7 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1475 9,47 12,12
38 6 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1460 9,52 12,20
39 6 7 19 21 40 29 13 10 16 14 2000 1445 10,00 12,30
40 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1420 10,08 12,40
41 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1405 10,14 12,48
42 6 7 19 22 39 28 12 10 15 14 2000 1390 10,22 12,58
43 6 7 20 22 38 27 12 10 15 14 2000 1370 10,30 13,07
44 6 7 20 23 38 27 12 10 15 14 1950 1355 10,37 13,16
45 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1950 1340 10,44 13,25
46 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1900 1325 10,52 13,34
47 6 7 20 23 36 26 12 9 15 13 1900 1310 10,58 13,43
48 6 6 21 24 36 26 12 9 14 13 1900 1300 11,05 13,52
49 6 6 21 24 36 26 11 9 14 13 1850 1285 11,12 14,00
50 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1850 1273 11,19 14,08
51 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1800 1260 11,25 14,17
52 6 6 22 25 35 25 11 9 14 12 1800 1250 11,34 14,25
53 5 6 22 25 34 25 11 9 14 12 1800 1235 11,40 14,34
54 5 6 22 25 34 24 10 9 14 12 1750 1225 11,46 14,42
55 5 6 22 25 34 24 10 9 13 12 1750 1215 11,54 14,50
56 5 6 22 25 33 24 10 9 13 12 1750 1200 12,00 14,58
57 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1190 12,05 15,06
58 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1180 12,11 15,14
59 5 6 23 26 33 23 10 8 13 12 1700 1170 12,17 15,20
60 5 6 23 26 32 23 10 8 13 12 1650 1160 12,24 15,30


6. Быстрота. Оценивается «эстафетным» тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. За каждый сантиметр, равный возрастной норме и меньше, начисляется 2 балла.

Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Ассистент берет 50–сантиметровую линейку и устанавливает ее вертикально (цифра «ноль» обращена к полу). При этом ваша рука находится примерно на 10 см ниже окончания линейки.

После команды «внимание» ассистент в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее большим и указательным пальцами схватить линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки.

Тест проводится три раза подряд, засчитывается лучший результат.

Например, у мужчины 50 лет результат тестирования составил 17 см, что лучше возрастного норматива на 4 см. За выполнение нормы насчитывается 2 балла и за его превышение 4х2=8 баллов. Общая сумма – 10 баллов.

7. Динамическая сила (проба Абалакова). Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. За каждый сантиметр, равный и превышающий нормативную величину, приведенную в табл. 1, начисляется 2 балла.

Выполнение теста: испытуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем он отходит от стены на расстояние от 15 до 30 см, не делая шага, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами. Более активной рукой он касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. Дается три попытки, засчитывается лучшая.

Например, у мужчины 50 лет результат равен 40 см. Это превышает возрастную норму на 5 см (см. табл. 1). За выполнение норматива начисляется 2 балла, за превышение – 5x2 = 10 баллов. Общая сумма составляет 10+2 = 12 баллов.

8. Скоростная выносливость. Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 секунд. За каждое поднимание, равное и превышающее нормативное значение, начисляется 3 балла.

Например, у мужчины 50 лет результат выполнения теста составил 15 подниманий, что превышает возрастную норму на 4. За выполнение норматива начисляется 3 балла, за превышение 4x3 = 12 баллов. Итого 15 баллов.

9. Скоростно-силовая выносливость. Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины в упоре на коленях) за 30 секунд с начислением 4 баллов за каждое сгибание, равное и превышающее норматив.

Например, при тестировании мужчины 50 лет частота сгибания рук в упоре за 30 с составила 18 раз. Это превышает возрастной норматив на 4 и дает 4x4 = 16 баллов, плюс 4 балла за выполнение нормативной величины. Общая сумма составляет 20 баллов.

10. Общая выносливость.

1) Лица, не занимающиеся ранее физическими упражнениями или занимающиеся не более 6 недель, могут пользоваться следующим непрямым способом.

Пятикратное выполнение упражнений на развитие выносливости (бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, бег на лыжах или коньках) в течение 15 минут при частоте пульса не менее 170 в минуту минус возраст в годах (максимально допустимый пульс составляет 185 минус возраст) – дает 30 баллов, 4 раза в неделю – 25 баллов, 3 раза в неделю – 20 баллов, 2 раза – 10 баллов, 1 раз – 5 баллов, ни одного раза и при несоблюдении описанных выше правил, касающихся пульса и тренировочных средств – 0 баллов.

За выполнение утренней гимнастики баллы не начисляются.

общая выносливость оценивается по результату 10–минутного бега на возможно большее расстояние. За выполнение норматива, приведенного в табл. 2, начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину, 15 баллов. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов, набранных по этому тесту, составляет 0. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями.

3) При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивают с помощью забегов на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин. Контролем служит нормативное время, приведенное в табл. 1. За выполнение нормативного требования начисляется 30 баллов и за каждые 10 секунд меньше этой величины – 15 баллов. За каждые 10 секунд больше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов по тесту составляет 0.

Например, у мужчины 50 лет результат 10–минутного бега составит 1170 м, что меньше возрастного норматива на 103 м. Следовательно, сумма баллов по этому тесту составит 30–10=20 баллов.

11. Восстанавливаемость пульса.

1) Для незанимающихся физическими упражнениями после 5 минут отдыха в положении сидя измерить пульс за 1 минуту, затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс за 10 секунд и результат умножить на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10 ударов – 20 баллов, на 15 – 10 баллов, на 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

2) У занимающихся физическими упражнениями более 6 недель восстанавливаемость пульса оценивается через 10 минут после окончания 10–минутного бега или бега на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин путем сравнения пульса после бега с исходной величиной. Совпадение их дает 30 баллов, превышение до 10 ударов – 20 баллов, 15 – 10 баллов, 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

Например, у мужчины 50 лет частота пульса до бега была равна 70 в минуту, через 10 минут после 10–минутного бега – 72, что практически совпадает с исходной величиной пульса и это обеспечивает 30 баллов.

Результаты

После суммирования полученных по всем 11 показателям баллов физическое состояние оценивается как:

– низкое – менее 50 баллов;
– ниже среднего – 51–90 баллов;
– среднее – 91–160 баллов;
– выше среднего – 160–250 баллов;
– высокое – более 250 баллов.
опубликовано

Цель: изучить уровень самоконтроля, способность к оценке результатов этих действий и своих возможностей.

Инструкция : «Посмотри на картинки. Расскажи, что на них нарисовано? Объясни, почему так произошло».

Ситуации:

На первой картинке изображено как девочка берет лейку, хочет полить цветы, но не может ее поднять;

На второй картинке нарисована скамейка, через которую прыгает мальчик, но видно, что он зацепился и падает;

На третьей картинке девочка собирается качаться на качелях, но никак не может забраться на них;

На четвертой – нарисован мальчик на склоне снежной горы со сломанной лыжей.

Возможные варианты ответов

1. Если ребенок объясняет, что причина неудач в лейке, скамейке, качелях, горке, т.е. неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам, значит, он еще не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим – 1 балл.

2. Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к самооценке и самоконтролю – 2 балла.

3. Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже и в объекте, это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации – 3 балла.

Второй и третий варианты ответов свойственны детям, прошедшим кризис 7 лет и способным более правильно (адекватно) оценивать себя и контролировать свою деятельность. Первый вариант ответов - типично «дошкольный», как правило, сочетается с неадекватно завышенной самооценкой, с неумением контролировать и оценивать себя.



Приложение 4.

Тест «Раскрась картинку»

Цель : выявить понимает и принимает ли ребенок задачу, поставленную педагогом.

Тест проводится фронтально. Для каждого ребенка необходимо приготовить одинаковые контурные рисунки, один раскрасить в нетрадиционные цвета (например, дерево - красное, небо - черное, солнце - зеленое, облака - коричневые, земля - синяя) и поместить перед детьми в качестве образца.

Инструкция: «Раскрасьте свою картинку так же, как у меня». После того как задание будет выполнено, детей просят проконтролировать себя, т.е. посмотреть на свою работу и сказать, все ли правильно сделано, похожа ли их картинка на образец.

По результатам теста каждый ребенок может быть отнесен к одной из четырех групп.

I. Принимает и понимает задачу (хочет выполнить задание взрослого и понимает, что надо делать). Дети с заданием справляются полностью. Когда их спрашивают, все ли они правильно сделали, то ребята не просто отвечают, а пытаются аргументировать свои слова: «Здесь небо черное, и у меня тоже черное, значит, правильно».

П. Принимает, но не понимает задачу (хочет выполнить, но не понял, что надо делать). Формально задание выполняется неправильно. Дети используют цвета несоответствующие эталону, но когда взрослый начинает интересоваться каждым предметом отдельно, дети этой группы замечают свои ошибки: «Ой, здесь нужно было рисовать красным карандашом, а я зеленым».

III. Не принимает, но понимает (понимает, что требуется сделать, но не хочет это выполнять либо хочет выполнить по-своему). Дети внимательно рассматривают образец, при выполнении задания частично или полностью раскрашивают предметы на картинке, но не в соответствии с эталоном. При оценке своих результатов они часто рассуждают о целесообразности так, а не иначе раскрашивать рисунок, говорят: «Дерево не красное, а зеленое», «А так не бывает» и т.д.

IV. Не принимает и не понимает (не хочет выполнять заданное и не понимает суть задания). Дети выполняют задание неправильно, они раскрашивают картинку в те цвета, которые им нравятся. Когда их просят сравнить результат с образцом, они не замечают ошибок. Даже если их спрашивают о каждом изображенном предмете в отдельности («А дерево у тебя на рисунке такое же, как на моем?), они отвечают утвердительно, иногда не взглянув на рисунок.

Приложение 5.

Теппинг-тест.

Лист бумаги расчерчивается на 6 одинаковых квадратов, которые нумеруются следующим образом:

Суть задания заключается в том, что дети должны в максимальном темпе нанести карандашом точки в каждом из квадратов («насыпать зернышки птичкам») в соответствии с последовательностью их нумерации; переход от квадрата к квадрату осуществляется по команде воспитателя. Продолжительность работы в каждом квадрате 5 секунд. В целом ребенок работает 30 секунд, Перед проведением теста необходимо дать детям возможность поупражняться в выполнении данного задания в игровой форме («капает дождик»). Результаты выполнения данного задания позво­ляют судить о зрелости нервной системы ребенка: чем большее количество точек окажется в 1-м квадрате, тем выше уровень зрелости нервной системы.

Показатели теппинг-теста не только говорят об уровне развития нервной системы, но и указывают на типологическую характеристику ребенка. Для детей со слабым типом нервной системы характерно значительное умень­шение количества точек в последующих квадратах. Сильный тип нервной системы характеризуется более высоким темпом работы, стабильностью темпа при переходе от квадрата к квадрату или даже некоторым его нарастанием по сравнению с первым квадратом.

Наряду со слабым и сильным типами нервной системы, у детей наблюдаются и промежуточные варианты.

Приложение 6.

Беседа о школе (Гинзбург)

Инструкция. «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». (Внешний мотив.)

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». (Учебно-познавательный мотив.)

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (Игровой мотив.)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». (Пози­ционный мотив.)

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь». (Социальный мотив.)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». (Мотив получения высокой отметки.)

После прочтения каждого «высказывания» перед ре­бенком выкладывается схематический рисунок. Ребенку задается вопрос: «Кто, по-твоему, из них прав?». Ребенок последовательно выбирает три ответа.

Оценка результатов : о готовности учиться свидетель­ствует выбор учебно-познавательного мотива и социально­го. У ребенка может быть другое сочетание мотивов, важно, чтобы они отражали формирующуюся направленность на учебную деятельность. Если ребенок выбирает сочетание внешнего и игрового мотивов, это говорит о том, что у него не сформировано понимание значения учебной де­ятельности, поэтому в школе ребенок может испытывать трудности, связанные с нежеланием учиться.

Поделиться