Кубик рубика или каким бывает кумир миллионов. Самые необычные кубики рубика в мире Называется кубик рубик

Для начала на верхней грани собираем крест. Чтобы это сделать, ищем ребро с самым большим прямоугольником. Поворачиваем грань, на которой расположен элемент, вправо, чтобы ребро оказалось снизу.

Бывает вариант, когда одна из деталей находится на противоположном ребре. Тогда нужно переднюю часть повернуть за часовой стрелкой, верх – против часовой стрелки, правую грань – за часовой стрелкой.

Остальные ребра собираются аналогично.

Углы с деталями

Ставим на места углы с деталями.

На каждом угле должен находиться прямоугольник от самого маленького до самого большого.

Делаем такую комбинацию:

  • низ – против часовой стрелки;
  • низ – за часовой стрелкой.

Средний слой

Ставим ребра среднего слоя на свои места.

Кубик следует перевернуть так, чтобы несобранная грань оказалась сверху. Самые крайние детали, выступающие за пределы кубика, нужно держать сверху до конца сборки.

На верхней грани необходимо найти самый большой прямоугольник и поставить его на угол. При этом могут быть два варианта:

Ребро должно перейти вниз и вправо . Сделать это можно с помощью такой комбинации:

  • Верхняя часть – за часовой стрелкой;
  • правая грань – за часовой стрелкой;
  • верх – против часовой стрелки;
  • передняя часть – против часовой стрелки;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • передняя часть – за часовой стрелкой.

Во втором случае кубик с нужной деталью возьмите центром к себе. Ребро должно перейти вниз и влево таким способом:

  • Верх – против часовой стрелки;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • левая часть – за часовой стрелкой;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • передняя часть – за часовой стрелкой;
  • верх – против часовой стрелки;
  • передняя грань – против часовой стрелки.

Иногда нужное ребро находится не сверху, а в среднем слое. Его нужно убрать оттуда любым верхним ребром, используя комбинацию для первого случая.

Верхний крест

Сверху найдите детали, которые собраны правильно. Они должны образовать крест. Может оказаться, что сверху есть центральная деталь без линии, угла или креста. Если есть угол из трех деталей, важно, чтобы он смотрел влево от вас. Если это линия, необходимо, чтобы она шла справа налево.

Чтобы получился верхний крест, проделайте комбинацию:

  • Передняя часть – за часовой стрелкой;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки;
  • верх – против часовой стрелки;
  • передняя часть – против часовой стрелки.

Сбор ребра

Поверните верх так, чтобы два ребра из четырех были одинакового размера (желательно квадраты) и стояли под углом друг к другу. Если так сделать не получается, проделайте из любой позиции такую комбинацию:

  • верхняя часть – за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • правая часть – за часовой стрелкой;
  • верхняя часть – дважды за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки.

Возьмите кубик так, чтобы правильные ребра смотрели от вас и направо. Расположите два оставшихся ребра следующим образом:

  • Правая часть – за часовой стрелкой;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • правая часть – за часовой стрелкой;
  • верхняя грань – дважды за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки;
  • верхняя часть – за часовой стрелкой.

Сборка углов

Найдите элемент на угле, который по размерам совпадает с деталью на среднем слое, но повернут неправильно. Возьмите кубик этим углом к себе. Остальные углы расположите по местам такой комбинацией:

  • Верхняя грань – за часовой стрелкой;
  • правая часть – за часовой стрелкой;
  • верх – против часовой стрелки;
  • левая грань – против часовой стрелки;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки;
  • верх – против часовой стрелки;
  • левая грань – против часовой стрелки.

Комбинацию следует повторить несколько раз.

Последний слой

Если некоторые углы развернуты правильно, выберите тот, который еще нужно развернуть. Он должен быть повернут к вам и влево. Сделайте комбинацию 2-5 раз:

  • Правая грань – против часовой стрелки;
  • низ – против часовой стрелки;
  • правая часть – за часовой стрелкой;
  • низ – за часовой стрелкой.

Комбинация делается несколько раз, пока первый угол не станет правильно. Потом поверните верхнюю грань против часовой стрелки. Перед вами будет следующий угол, который нужно развернуть. Снова сделайте комбинацию. И так со всеми углами. Нижние детали могут спутаться, но в процессе станут на свои места.

В этом шаге главное не менять положения кубика.

Интеллект человека нуждается в постоянных тренировках ничуть не меньше, чем тело в физических нагрузках. Лучший способ развивать, расширять способности этого качества психики - разгадывать кроссворды и решать головоломки, самой известной из которых, конечно, является кубик Рубика. Однако далеко не всем удаётся его собрать. Справиться с этой задачей поможет знание схем и формул решения сборки этой замысловатой игрушки.

Что представляет собой игрушка-головоломка

Механический куб из пластмассы, внешние грани которого состоят из малых кубиков. Размер игрушки определяется количеством малых элементов:

  • 2 х 2;
  • 3 х 3 (первоначальная версия кубика Рубика была именно 3 х 3);
  • 4 х 4;
  • 5 х 5;
  • 6 х 6;
  • 7 х 7;
  • 8 х 8;
  • 9 х 9;
  • 10 х 10;
  • 11 х 11;
  • 13 х 13;
  • 17 х 17.

Любой из малых кубов может вращаться в три стороны по осям, представленным в виде выступов фрагмента одного из трёх цилиндров большого куба. Так конструкция имеет возможность свободно вращаться, но при этом малые детали не выпадают, а держатся друг за друга.

Каждая грань игрушки включает 9 элементов, окрашенных в один из шести цветов, находящиеся друг напротив друга попарно. Классической комбинацией оттенков является:

  • красный напротив оранжевого;
  • белый напротив жёлтого;
  • синий напротив зелёного.

Однако современные версии могут быть окрашены в другие сочетания.

Сегодня можно встретить кубики Рубика разного цвета и форм

Это интересно. Кубик Рубика существует даже в версии для слепых. Там вместо цветовых квадратов есть рельефная поверхность.

Цель сборки головоломки состоит в упорядочивании малых квадратов так, чтобы они образовали грань большого куба одного цвета.

История появления

Идея создания принадлежит венгерскому архитектору Эрне Рубику, который, на самом деле, создавал не игрушку, а наглядное пособие для своих студентов. Таким интересным способом находчивый преподаватель планировал объяснить теорию математических групп (алгебраических структур). Случилось это в 1974 году, а уже через год изобретение было запатентовано как игрушка-головоломка - настолько прикипели душой будущие архитекторы (и не только они) к замысловатому и яркому пособию.

Выпуск первой серии головоломки был приурочен к новому 1978 году, но в мир игрушка вышла благодаря предпринимателям Тибору Лакзи и Тому Кремеру.

Это интересно. С момента появления кубика Рубика («магического куба», «волшебного куба») было продано около 350 миллионов экземпляров по всему миру, что ставит головоломку на первое место по популярности среди игрушек. Не говоря уже о десятках компьютерных игр, основанных на таком принципе сборки.

Кубик Рубика - это знаковая игрушка для многих поколений

В 80-е годы с кубиком Рубика познакомились жители СССР, а в 1982 в Венгрии был организован первый чемпионат мира по сборке головоломки на скорость - спидкубинг. Тогда лучший результат составил 22,95 секунды (для сравнения: в 2017 году установлен новый мировой рекорд: 4,69 секунды).

Это интересно. Любители собирать разноцветную головоломку настолько привязаны к игрушке, что одних соревнований по сборке на скорость им оказывается мало. Поэтому в последние годы появились чемпионаты по решению головоломки с закрытыми глазами, одной рукой, ногами.

Что такое формулы для кубика Рубика

Собрать волшебный куб - это значит составить все маленькие детали так, чтобы получилась целая грань одного цвета, нужно воспользоваться алгоритмом Бога. Этот термин обозначает набор из минимума действий, которые позволят разрешить головоломку, имеющую конечное число ходов и комбинаций.

Это интересно. Кроме кубика Рубика, алгоритм Бога применяется к таким головоломкам, как пирамидка Мефферта, Такен, Ханойская башня и др.

Поскольку магический куб Рубика был создан как математическое пособие, то его сборка раскладывается по формулам.

Сборка кубика Рубика основывается на использовании специальных формул

Важные определения

Для того чтобы научиться понимать схемы решения головоломки, необходимо познакомиться с названиями её частей.

  1. Углом называется сочетание трёх цветов. В кубике 3 х 3 их будет 3, в версии 4 х 4 – 4 и т.д. В игрушке 12 углов.
  2. Ребром обозначают два цвета. Их в кубике 8 штук.
  3. Центр содержит один цвет. Всего их 6.
  4. Грани, как уже было сказано, это одновременно вращающиеся элементы головоломки. Ещё они называются «слоями» или «ломтиками».

Значения в формулах

Следует отметить, что формулы по сборке составлены на латинице - именно такие схемы широко представлены в различных руководствах по работе с головоломкой. Но есть и русифицированные версии. В перечне ниже даны оба варианта.

  1. Фронтальная грань (фронт или фасад) – это передняя грань, которая находится цветом к нам [Ф] (или F - front).
  2. Задняя грань - это грань, которая находится центром от нас [З] (или B - back).
  3. Правая Грань - грань, что находится справа [П] (или R - right).
  4. Левая Грань - грань, которая находится слева [Л] (или L - left).
  5. Нижняя Грань - грань, которая находится внизу [Н] (или D - down).
  6. Верхняя Грань - грань, которая находится вверху [В] (или U - up).

Фотогалерея: части кубика Рубика и их определения

Для разъяснения обозначений в формулах используем русскую версию - так будет понятнее новичкам, но для тех, кто захочет перейти на профессиональный уровень спидкубинга без международной системы обозначений на английском языке не обойтись.

Это интересно. Международная система обозначения принята Всемирной ассоциацией кубика (World Cube Association, WCA).

  1. Центральные кубики обозначены в формулах одной строчной буквой - ф, т, п, л, в, н.
  2. Угловые - тремя буквами по наименованию граней, например, фпв, флни т. д.
  3. Прописными буквами Ф, Т, П, Л, В, Н обозначаются элементарные операции поворота соответствующей грани (слоя, ломтика) куба на 90° по часовой стрелке.
  4. Обозначения Ф", Т", П", Л", В", Н" соответствуют повороту граней на 90° против часовой стрелки.
  5. Обозначения Ф 2 , П 2 и т. д. говорят о двойном повороте соответствующей грани (Ф 2 = ФФ).
  6. Буквой С обозначают поворот среднего слоя. Подстрочный индекс показывает, со стороны какой грани следует смотреть, чтобы проделать этот поворот. Например, С П - со стороны правой грани, С Н - со стороны нижней, С" Л - со стороны левой, против часовой стрелки и т. д. Понятно, что С Н =С" В, С П =С" Л и т. п.
  7. Буква О - поворот (оборот) всего куба вокруг своей оси. О Ф - со стороны фасадной грани по часовой стрелке и т. д.

Запись процесса (Ф" П") Н 2 (ПФ) означает: повернуть фасадную грань против часовой стрелки на 90°, то же - правую грань, повернуть нижнюю грань дважды (то есть на 180°), повернуть правую грань на 90° по часовой стрелке, повернуть фасадную грань на 90° по часовой стрелке.

Неизвестен

http://dedfoma.ru/kubikrubika/kak-sobrat-kubik-rubika-3x3x3.htm

Новичкам важно научиться понимать формулы

Как правило, в инструкциях по сборке головоломки в классических цветах рекомендуется держать головоломку жёлтым центром вверх. Это совет особенно важен для новичков.

Это интересно. Есть сайты, визуализирующие формулы. Причём скорость процесса сборки можно устанавливать самостоятельно. Например, alg.cubing.net

Как решить головоломку Рубика

Существует два типа схем:

  • для новичков;
  • для профессионалов.

Их отличие в сложности формул, а также скорости сборки. Для новичков, конечно, будут более полезны соответствующие их уровню владения головоломкой инструкции. Но и они, потренировавшись, через время смогут складывать игрушку за 2–3 минуты.

Как собрать стандартный куб 3 х 3

Начнём со сборки классического 3 х 3 кубика Рубика с помощью схемы из 7 шагов.

Классической версией головоломки является кубик Рубика 3 х 3

Это интересно. Обратный процесс, применяемый для решения тех или иных неправильно расположенных кубиков, представляет собой обратную последовательность действия, описанного формулой. То есть формулу необходимо прочитать справа налево, а вращать слои против часовой стрелки, если было указано прямое перемещение, и наоборот: прямое, если описано противоположное.

Пошаговая инструкция сборки

  1. Начинаем со сборки креста верхней грани. Нужный кубик опускаем вниз, повернув соответствующую боковую грань (П, Т, Л)и выводим на фасадную грань операцией Н, Н" или Н 2 . Заканчиваем этап выведения зеркальным поворотом (обратным) той же боковой грани, восстанавливающим первоначальное положение затронутого рёберного кубика верхнего слоя. После этого проводим операцию а) или б) первого этапа. В случае а) кубик вышел на фасадную грань так, что цвет его передней грани совпадает с цветом фасада. В случае б) кубик надо не только переместить наверх, но и развернуть его, чтобы он был правильно сориентирован, став на своё место.

    Собираем крест верхней линии

  2. Отыскивается нужный угловой кубик (имеющий цвета граней Ф, В, Л) и тем же приёмом, который описан для первого этапа, выводится в левый угол избранной фасадной грани (или жёлтой). Здесь могут быть три случая ориентации этого кубика. Сравниваем свой случай с рисунком и применяем одну из операций второго этапа а, били в. Точками на схеме отмечено место, на которое должен стать нужный кубик. Отыскиваем на кубе остальные три угловых кубика и повторяем описанный приём для перемещения их на свои места верхней грани. Результат: верхний слой подобран. Первые два этапа почти ни у кого не вызывают затруднений: довольно легко можно следить за своими действиями, так как все внимание обращено на один слой, а что делается в двух оставшихся - совсем неважно.

    Подбираем верхний слой

  3. Наша цель: отыскать нужный кубик и сначала вывести вниз на фасадную грань. Если он внизу - простым поворотом нижней грани до совпадения с цветом фасада, а если он в среднем слое, то его нужно сначала опустить вниз любой из операций а)или б), а потом совместить по цвету с цветом фасадной грани и проделать операцию третьего этапа а) или б). Результат: собрано два слоя. Приведённые здесь формулы являются зеркальными в полном смысле этого слова. Наглядно увидеть это можно, если поставить справа или слева от кубика зеркало (ребром к себе) и проделать любую из формул, в зеркале: увидим вторую формулу. То есть операции с фасадной, нижней, верхней (здесь не участвует), и тыльной (тоже не участвует) гранями меняют знак на противоположный: было по часовой стрелке, стало против часовой, и наоборот. А левая грань меняется с правой, и, соответственно, меняет направление поворота на противоположное.

    Отыскиваем нужный кубик и выводим его вниз на фасадную грань

  4. К цели приводят операции, перемещающие бортовые кубики одной грани, не нарушающие в конечном счёте порядка в собранных слоях. Один из процессов, позволяющий подобрать все бортовые грани, дан на рисунке. Там же показано и что происходит при этом с другими кубиками грани. Повторяя процесс, выбрав другую фасадную грань, можно поставить на место все четыре кубика. Результат: рёберные детали стоят на своих местах, но два из них, или даже все четыре, могут быть неверно ориентированы. Важно: прежде чем приступить к выполнению этой формулы, смотрим, какие кубики уже стоят на своих местах - они могут быть неправильно ориентированы. Если ни одного или один, то пробуем повернуть верхнюю грань так, чтобы два, находящиеся на двух соседних боковых гранях (фв+пв, пв+тв, тв+лв, лв+фв), встали на свои места, после этого ориентируем куб так, как показано на рисунке, и выполняем приведённую на этом этапе формулу. Если не получается поворотом верхней грани совместить детали, принадлежащие соседним граням, то выполняем формулу при любом положении кубиков верхней грани один раз и пробуем ещё раз поворотом верхней грани поставить на свои места 2 детали, находящиеся на двух соседних боковых гранях.

    Важно проверить ориентацию кубиков на этом этапе

  5. Учитываем, что разворачиваемый кубик должен быть на правой грани, на рисунке он помечен стрелками (кубик пв). На рисунках а, б,и в представлены возможные случаи расположения неверно ориентированных кубиков (помечены точками). Используя формулу в случае а), выполняем промежуточный поворот В", чтобы вывести второй кубик на правую грань, и завершающий поворот В, который вернёт верхнюю грань в исходное положение, в случае б) промежуточный поворот В 2 и завершающий тоже В 2 , а в случае в) промежуточный поворот В нужно выполнять три раза, после переворота каждого кубика и завершить также поворотом В. Многих смущает то, что после первой части процесса (ПС Н) 4 нужный кубик разворачивается как надо, но порядок в собранных слоях нарушается. Это сбивает с толку и некоторых заставляет бросить на полпути почти собранный куб. Выполнив промежуточный поворот, не обращая внимания на «поломку» нижних слоёв, выполняем операции (ПС Н) 4 со вторым кубиком (вторая часть процесса), и всё становится на свои места. Результат: собран крест.

    Результатом этого этапа будет собранный крест

  6. Углы последней грани ставим на свои места, используя 8-ходовый процесс, удобный для запоминания,- прямой, переставляющий три угловых детали в направлении по часовой стрелке, и обратный, переставляющий три кубика в направлении против часовой стрелки. После пятого этапа, как правило, хотя бы один кубик да сядет на своё место, пусть и неправильно ориентированно. (Если после пятого этапа ни один из угловых кубиков не сел на своё место, то применяем любой из двух процессов для любых трёх кубиков, после этого точно один кубик будет на своём месте.). Результат: все угловые кубики заняли свои места, но два из них (а может, и четыре) могут быть ориентированы неправильно.

    Угловые кубики сидят на своих местах

  7. Многократно повторяем последовательность поворотов ПФ"П"Ф. Поворачиваем куб так, чтобы кубик, который хотим развернуть, был в правом верхнем углу фасада. 8-ходовый процесс (2 х 4 хода) повернёт его на 1 / 3 оборота по часовой стрелке. Если при этом кубик ещё не сориентировался, повторяем 8-ходовку ещё раз (в формуле это отражено индексом «N»). Не обращаем внимания на то, что нижние слои при этом придут в беспорядок. На рисунке показаны четыре случая расположения неправильно ориентированных кубиков (они помечены точками). В случае а) требуется промежуточный поворот В и завершающий В", в случае б) - промежуточный и завершающий поворот В 2 , в случае в)- поворот В выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, а завершающий В 2 , в случае г) - промежуточный поворот В также выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, и завершающим в этом случае тоже будет поворот В. Результат: последняя грань собрана.

    Возможные ошибки показаны точками

Формулы для исправления располжения кубиков могут быть показаны так.

Формулы для исправления неправильно ориентированных кубиков на последнем этапе

Суть метода Джессики Фридрих

Способов сборки головоломки существует несколько, но одним из самых запоминающихся является вариант, разработанный Джессикой Фридрих - профессором университета в Бингемтоне (штат Нью-Йорк), занимающейся разработки методик скрытия данных в цифровых изображениях. Ещё будучи подростком, Джессика настолько увлеклась кубиком, что 1982 году стала чемпионкой мира по спидкубингу и впоследствии не оставила своего хобби, разработав формулы для быстрой сборки «магического куба». Один из самых популярных вариантов складывания куба называется CFOP - по первым буквам четырёх шагов сборки.

Инструкция:

  1. Собираем крест на верхней грани, который составлен из кубиков на рёбрах нижней грани. Этот этап называется Cross - крест.
  2. Собираем нижний и средний слои, то есть грань, на которой расположен крест, и промежуточный слой, состоящий из четырёх боковых деталей. Название этого шага F2L (First two layers) – первые два слоя.
  3. Собираем оставшуюся грань, не обращая внимания на то, что не все детали на своих местах. Этап носит название OLL (Orient the last layer), что переводится как «ориентация последнего слоя».
  4. Последний уровень - PLL (Permute the last layer) - заключается в правильной расстановке кубиков верхнего слоя.

Видеоинструкции по методу Фридрих

Способ, который был предложен Джессикой Фридрих, настолько понравился спидкуберам, что наиболее продвинутые любители разрабатывают собственные методики по ускорению сборки каждого из этапов, предложенных автором.

Видео: ускорение сборки креста

Видео: собираем первые два слоя

Видео: работаем с последним слоем

Видео: последний уровень сборки по Фридрих

2 х 2

Кубик Рубика 2 х 2 или мини-кубик Рубика также складывается послойно, начиная с нижнего уровня.

Мини-кубик - это облегчённая версия классической головоломки

Инструкция для начинающих по лёгкой сборке

  1. Собираем нижний слой так, чтобы цвета четырёх последних кубиков совпали, а оставшиеся два цвета были такими же, как и цвета соседних деталей.
  2. Приступаем к упорядочиванию верхнего слоя. Обращаем внимание, что на данном этапе цель не совместить цвета, а поставить кубики по местам. Начинаем с определения цвета верха. Здесь всё просто: это будет тот цвет, который не появился в нижнем слое. Вращаем любой из верхних кубиков так, чтобы он попал в положение, когда пересекаются три цвета элемента. Зафиксировав угол, располагаем элементы оставшихся. Используем для этого две формулы: одна для изменения диагональных кубиков, другая - для соседних.
  3. Завершаем верхний слой. Все операции проводим попарно: вращаем один угол, а затем другой, но в противоположном направлении (например, первый по часовой стрелке, второй - против). Можно работать сразу с тремя углами, но в этом случае комбинация будет только одна: либо по часовой, либо против часовой стрелки. Между вращениями углов, поворачиваем верхнюю грань, чтобы отрабатываемый угол оказался в правом верхнем углу. Если работаем с тремя углами, то правильно ориентированный из них ставим сзади слева.

Формулы для вращения углов:

  • (ВФПВ · П"В"Ф")² (5);
  • В²Ф·В²Ф"·В"Ф·В"Ф"(6);
  • ФВФ² · ЛФЛ² · ВЛВ² (7).

Для поворота сразу трёх углов:

  • (ФВПВ"П"Ф"В")² (8);
  • ФВ·Ф"В·ФВ²·Ф"В² (9);
  • В²Л"В"Л²Ф"Л"Ф²В"Ф" (10).

Фотогалерея: сборка кубика 2 х 2

Видео: метод Фридрих для кубика 2 х 2

Собираем самые сложные версии кубика

К таким относятся игрушки с количеством деталей от 4 х 4 и вплоть до 17 х 17.


  1. Немного истории
  2. Самый маленький кубик Рубика
  3. Нестандартные кубики Рубика

История этой занимательной головоломки начинается в 1974 году, но по сей день ее популярность нисколько не уменьшается. Наоборот, люди изобретают всё новые и новые способы усложнить игрушку или придать ей оригинальность. Сегодня речь пойдет о самом большом кубике Рубика в мире.

Немного истории

В 1974 году преподаватель архитектуры из Будапешта Эрне Рубик тридцати лет от роду даже не предполагал, что его судьба – вскоре стать миллионером. Он серьезно увлекался геометрическими задачами и 3D-моделированием, и проект будущего кубика обдумывал несколько лет.



Первое изделие представляло из себя 27 маленьких кубиков из дерева с цветными гранями. С его помощью Эрне пытался втолковать ученикам основы математической теории групп. Цель изобретения состояла в том, что отдельные кубики должны независимо вращаться, не нарушая общую конструкцию.



Общее количество граней в первом варианте равнялось 156, но впоследствии создатель сократил это число до 54. Тогда изделие стало выглядеть именно так, как оно выглядит сегодня. Вместо одного кубика в середине поместили специальный связующий механизм, что превратило изобретение в игрушку.



Идея понравилась всем знакомым Рубика, и вскоре он решил ее запатентовать. Первая партия кубиков в промышленных масштабах увидела свет в 1977 году, несколько экземпляров попали и в Советский Союз. А вот Запад был завоеван не сразу.



Популярность пришла с того момента, как продвижением игрушки занялся компьютерный бизнесмен из Германии Тибор Лакзи. Сегодня кубик Рубика – обязательный товар на полках любого магазина игрушек и головоломок. По его собиранию проводятся целые чемпионаты.

Самый большой кубик Рубика в мире

Изделие состоит из огромного количества маленьких кубов – длина каждой стороны равна 33 элементам. Изготовил его по технологии 3D-печати Грегуар Пфенниг – довольно известный в мире создатель головоломок. Ранее он реализовал уже более ста проектов разной сложности.



А гигантский кубик Рубика среди них далеко не самых сложный и трудоемкий. Однако, чтобы его собрать, человеку может понадобиться несколько тысяч часов. Внутренняя структура изделия состоит из семнадцати слоев, и каждый двигается по отношению к другим.



Общее количество элементов игрушки, если ее можно так назвать – 6 153, все они изготовлены на автоматизированном станке под цифровым управлением (или SNS). Станки предоставила организация 3D Print Fabriek, она же и проспонсировала производство.



На то, чтобы собрать кубик, Грегуару понадобилось примерно двести часов, но тут следует учесть, что он занимался этим не один, а с несколькими помощниками. Еще столько же времени ушло на приклеивание этикеток к каждой детали. Только потом кубик можно было считать готовым. Площадь одной его стороны сопоставима с площадью шахматной доски.



Кубик доступен для заказа в интернет-магазине Olivier’s Sticker Shop и его цена составляет 18 000 долларов США. Кроме того, изделий нет в наличии, после заказа придется подождать 3-4 месяца, пока его изготовят.

Кубик Оскара ван Девента

Голландский инженер изобрел разновидность игрушки, включающую более полутора тысяч элементов (17х17х17). Оскар и ранее был известен незаурядными головоломками, но в данном случае ему явно захотелось поразить весь мир.


До этого он уже создавал необычные кубики Рубика от 3х3х3 до 11х11х11, но большой известности они не приобрели. На создание экземпляра ушло 1,5 тысячи фунтов стерлингов и 60 часов реального времени.


Длина стороны куба – 140 мм, общее количество элементов – 1539. Детали были распечатаны на 3D-принтере и вручную раскрашены в нужные цвета. Только на процесс покраски ушло свыше десяти часов.



Оскара ван Девент решает обычный кубик Рубика за 2 минуты, а вот алгоритм для сбора собственного изобретения он пока не открыл.

Самый дорогой кубик Рубика в мире

К 40-летию изобретения популярной головоломки в 2014 году ювелирная компания Diamond Cutters International выпустила собственную ее интерпретацию. Игрушка была создана из желтого золота пробы №750, а по каждой ее грани расположены десятки драгоценных камней в незаметной оправе.



В качестве расцветки отдельных сторон использованы разные камни: аметисты, бриллианты, рубины, сапфиры и изумруды. Эта ювелирная работа потребовала 8500 часов на исполнение. Итоговую стоимость можно примерно оценить в 2 500 000 долларов.



Изделие впервые презентовали на американской выставке под названием Beyond Rubik’s Cube, проходящей в Нью-Джерси. Но и после этого он не остался лежать невостребованным грузом, а по сей день путешествует по самым разным мировым выставкам.

Самый маленький кубик Рубика

Стоит упомянуть здесь и о заслугах нашего соотечественника, россиянина Е.Григорьева – программиста из Чебоксар. Он большой поклонник данной игрушки и умеет собирать ее всего за минуту.



Но однажды 40-летнему мужчине пришла мысль усложнить и разнообразить себе задачу, а заодно и попасть на страницы Книги рекордов Гиннесса. В течение месяца Евгений изготавливал игрушку при помощи лазера. Получилось изделие с длиной стороны всего лишь один сантиметр.


По признанию создателя, собирать головоломку действительно стало сложнее – теперь на это уходит целых 3 минуты.

Нестандартные кубики Рубика

Помимо обычных квадратных изделий, отличающихся только длинами сторон, существуют и очень интересные разновидности головоломки. Рассмотрим несколько из них:


  1. Мегаминкс. Изобретение, работающее по принципу кубика Рубика, но имеющее форму додекаэдра. Существует как в 12-цветном исполнении (когда каждая грань окрашена в отдельный цвет), так и в 6-цветном (где противоположные грани окрашены в один и тот же цвет). Игрушка называется также “волшебный додекаэдр”, а впервые выпустили ее еще в 1973 году, то есть даже раньше, чем главного героя этой статьи.

  2. Пирамидка Мефферта. И это изделие тоже было изобретено раньше обычного кубика – в 1972 году немецким изобретателем Уве Меффертом. Пирамида имеет 4 разноцветных стороны, и собрать ее намного проще игрушки Рубика – здесь всего лишь миллион возможных комбинаций. С момента первого выпуска уже продано больше 90 миллионов копий.

  3. Скьюб. Игра получила свое название в 1982 году, а ранее ее называли “куб-пирамидка”. Главное отличие от обычного куба – здесь вращаются четыре оси параллельно диагоналям, а не шесть осей, параллельных граням. Хотя форма изделия и кубическая, схема сборки гораздо больше напоминает упомянутую выше пирамиду.

  4. Square-1. В собранном виде эта головоломка довольно сильно похожа на кубик Рубика. Но в разобранном это нечто совершенно бесформенное и непонятное, да и схема сборки другая. Square-1 может изменять форму, закручиваясь, что придает дополнительной сложности. Игрушку придумали в Чехии в 1990 году.

  5. Войдкуб. Очень интересный вариант. С виду это привычный нам кубик, но если присмотреться – внутри нет центра, соединяющего все элементы между собой. Но головоломка не разваливается, несмотря на отсутствие крестовины. Соответственно, и алгоритм сборки здесь совершенно уникальный.

  6. Зеркальный куб. В нем все детали имеют один цвет, но разные размеры. Изначальная форма кубическая, но при вращении она становится беспорядочной – тут и там появляются выступы или впадины. Но это только на первый взгляд очень сложно, на самом деле есть короткий алгоритм, позволяющий привести игру к начальной позиции.

  7. Сиамские кубики. Достаточно сложный вариант, состоит из двух соединенных между собой изделий 3х3х3. Стоит перемешать его, и для вращения становятся доступны только две внутренние и две внешние части.

  8. Мастер пираморфикс. Головоломка на основе шестеренок, объединенных в пирамидальной форме. Количество подвижных деталей – 26, цветов – 4. В разобранном виде изначальная форма не сохраняется.

Головоломки – отличный способ развить свои умственные способности и моторику рук, потренировать логическое мышление. Поэтому настоятельно рекомендуем научиться играть с одной, а то и несколькими из перечисленных необычных игрушек.

Также смотрите: 

За время существования этой головоломки, получившей всемирную популярность, было создано множество различных её вариаций. Предлагаю небольшую статейку по этому поводу.

Основная идея такого кубика - использовать вместо цветов различные фактуры, вроде металла, дерева, пластика, резины, камня, ткани… Человек может не глядя на такой кубик почувствовать «рисунок» на его гранях и сложить его.

Пока что это только прототип, созданный дизайнером Hee Yong. Для того, чтобы заставить этот плеер играть, необходимо собрать хотя бы один цвет на гранях кубика. Например, чтобы запустить проигрывание музыки, надо собрать верхнюю грань, а чтобы остановить - нижнюю, и так далее. Как говорится, и польза, и отдых

Если сложить классический Кубик Рубика для вас не проблема, попробуйте этот монструозный кубик под названием Петаминкс (Petaminx). Он состоит из 975 частей, в комплекте идет 1212 наклеек с цветами, которые необходимо наклеить на его грани. Для создания этого кубика дизайнер Jason Smith потратил 75 часов. Только представьте, сколько времени уйдет на его решение.

Это гибрид Кубика Рубика и игры судоку. На гранях нарисованы цифры, и нужно сложить кубик так, чтобы суммы чисел на них были равны. Если вы фанат судоку - эта игрушка для вас!

В этом кубике нет подвижных частей, а все сегменты подсвечиваются светодиодами разного цвета. Для «поворота» необходимо нажать на соответствующие кнопки на гранях, и они соответственно поменяют свой цвет. Кроме Кубика Рубика, в этой головоломке есть еще несколько логических игр, связанных с цветами, и даже игра, похожая на Сапера в Windows.

Если Кубик Рубика сделать шарообразным, получится IQ Шарик (IQ Sphere). Его диаметр 70 мм, а вес и фактура позволяет использовать его в качестве сувенира или пресс-папье. Когда необходимо будет сделать паузу в работе, можно взять этот шарик, и поразминать свой ум

В нем совсем нет цветов, все фрагменты отличаются только размером, а кроме этого, их внутренние поверхности зеркальны. Сложить его поначалу ой как непросто!

Перевод названия мой, свободный. ЭТО называется Irregular IQ Cube (Неправильный IQ кубик). Из состояния слева на фото необходимо сложить кубик именно «в форму кубика». И это не так легко, как можно подумать…

Другое название этой головоломки - пираминкс (Pyraminx), и в собранном виде она похожа на также известную в детстве игру «Змейка». Кому-то пришла в голову идея об объединении формы одной игрушки с содержанием другой, и получилось то, что вы видите на фотографии. Весьма крышесрывательно


В 1974 году 30-летний венгр Эрно Рубик, преподаватель Академии прикладных искусств и ремесел создал, то, что в последствии станет называться Кубиком Рубика и прославит его в веках. Много времени ушло на техническое решение, обеспечивающее оптимальный механизм поворота грани куба, результатом которого стал характерный, фирменный скрип. На гранях пробовались и цифры и рисунки, но свой выбор Рубик остановил на цветах.

Стандартный кубик 3*3*3 с шириной грани 5,4 см, выпускаются также 2*2*2 для детей, 4*4*4 (месть Рубика) и 5*5*5 (профессорский кубик). Конструкции больше 3*3*3 ненадежные и часто распадаются. Недавно один грек разработал и запатентовал надежные механизмы кубика-рубика с размерами от 5*5*5 и больше. Его кубики можно собирать на скорость, также как и 3*3*3. Существуют успешные экземпляры 6*6*6 и 7*7*7.

Английский изобретатель Эндрю Фентем (Andrew Fentem) при помощи современных технологий создал Кубик Рубика без движущихся граней . Чувствительные к прикосновениям поверхности и специальные датчики, реагируют на вращение устройства. Вместо пестрых квадратиков используются 216 светодиодых экранчиков, управлять которыми можно, изменяя положение кубика в пространстве или просто прикасаясь к нему.


Еще одной интересной модификацией классической головоломки является магнитный кубик Рубика, собранный из игральных костей. Собрать такую модель можно самому при помощи 108 магнитов, 27 игральных костей, пары-тройки зажимов, дрели и отвертки.




Всего за 20 долларов в далекой Японии можно приобрести Кубик Рубика под кодовым названием "страшный сон учителя географии" . Дело в том что эта головоломка выполнена в виде квадратного глобуса, и чтобы ее собрать нужно не только различать цвета, но и разбираться в географии.




Еще один оригинальный кубик Рубика разработан дизайнером Джилиан Чен (Zhiliang Chen). Каждая из сторон этого кубика сделана из разных материалов: металл, древесина, ткань, резина, пластмасса и камнень. Очень необычная игрушка. А еще такой кубик можно собирать на ощупь.


А вот кубик Рубика для ленивых. Такой смог бы собрать даже я, ведь все его стороны одного цвета.


Кубик Рубика в искусстве.



Веселые ребята из Space Invaiders основали собственное течение в исскусстве под названием . В основе нового учения заложена концепция, что все на свете состоит из кубиков Рубика, поэтому все работы, созданные в стиле Рубикубизм, естественно создаются из .






Дизайн в стиле "Кубика Рубика".

Популярность Кубика Рубика не имеет границ, не удивительно, что он стал источником вдохновения для художников и для дизайнеров. Взгляние не Illuminate Cube - настольные колонки со светомузыкой, выполненные в виде огромного кубика Рубика. Они не только воспроизводят звук, но и подсвечивают его, ведь в арсенале Illuminate Cube 27 цветовых оттенков и бесчетное количество их комбинаций.


Угадайте что это? Догадаться не просто, ведь это стилизованый под кубик Рубика. Чтобы активировать такой плеер, достаточно просто повернуть одну из граней.




Забавный USB хаб не только напоминает фанатам кубика Рубика о любимой головоломке, но приносит ощутимую пользу за счет удобства работы, ведь его каждое USB гнездо вращается на 180 градусов.


Некоторые факты о Кубике Рубика.

В 1975 году в социалистической Венгрии Рубик запатентовал свою головоломку. Позднее создатель Кубика Рубика стал первым официальным социалистическим миллионером.

1980 год начала реального распространения кубика по всему миру. Американская компания "Ideal Toy Corporation" дает кубику его правильное имя и заказывает 1 миллион кубиков. За несколько лет было выпущено порядка 100 миллионов кубиков и еще больше подделок. Было выпущено около о 60 книг. По разным оценкам каждый 8-10 житель Земли повертел кубику рубика в руках.

За свою историю кубик неоднократно получал различные награды, например получил национальный приз Венгрии как лучшее изобретение, признавался лучшей игрушкой в США, Великобритании, Франции и Германии. В 1981 году кубик попал в экспозицию музея современного искусства в Нью-Йорке (New York Museum of Modern Art). в Англии проходила церемония представления кубика принцу Чарльзу и леди Диане, в честь которых был выпущен специальный тираж.

В 1982 кубик Рубика попадает в престижный Оксфордский словарь.

В 2007 году в мире продано около 9 млн. рубиков.

1982 год ознаменовался первым чемпионатом мира по сборке кубика на скорость. Он прошел на родине изобретателя в Будапеште. Рекорд был 22,85 с. Недавно 20-летнему Леяну Ло (Leyan Lo) чтобы собрать головоломку потребовалось 11,13 секунды.


Поделиться