Виды уважения. Уважение к людям – достоинство и одна из основ успеха! В чем заключается уважение

Что такое уважение – у каждого человека есть свое понятие данного социокультурного феномена. В уважении нуждаются как младенцы, так и люди почтенного возраста, эта базовая потребность дает человеку ощущение нужности и значимости себя в своей семье, профессии, социуме.

Что такое уважение – определение

Признание прав, достоинств, умение видеть и учитывать границы, личные особенности другого человека, – вот что значит уважение. Поступки достойные уважения влияют на социум и всегда поощряются, создавая положительную репутацию. Уважение к себе и другим начинается в семье, поэтому важно взращивать это чувство с самого раннего возраста, от этого зависит гармоничное развитие личности.

Как проявляется уважение?

Как завоевать уважение – частый вопрос тех, кто только начинает свою карьеру, бизнес или семейные отношения. Проявление уважения многоаспектно, и складывается как из малозаметных каждодневных поступков, действий так и имеющих огромное значение. Быть уважаемым человеком и уважать других, является неотъемлемой частью счастья и подтверждением признания достоинств другого. Как проявляет себя уважение со стороны людей:

  • выражение благодарности – простое действие, обладающее мощной силой и не отнимающее много времени;
  • комплименты и выражение восхищения;
  • умение ставить себя на место другого;
  • выполнение данных обещаний;
  • умение выслушать до конца, не перебивая;
  • если имеет место , она не направлена на унижение личности, а лишь на конкретные промахи в деле или поступке.

Что такое уважение к старшим?

Уважение к старшим перекликается с почитанием родителей. Глубокое уважение к пожилым людям, как прошедшим через тяжелые испытания в жизни, у людей прошлого это было в порядке вещей. В чем проявляется почитание старших:

  • вежливое отношение;
  • тактичное поведение;
  • проявление заботы и внимания (перевести через дорогу, донести тяжелую сумку, уступить место в транспорте);
  • оказание помощи нуждающимся.

Что такое уважение в отношениях?

Что такое уважение к человеку? На этот вопрос, каждый видит свой ответ, но в целом – это видеть в другом индивидуальность, личность со своими особенностями и многогранностью и пониманием, что бог или природа любят разнообразие, поэтому люди все разные. Отношения дружеские, партнерские, семейные имеют свои особенности, но уважение в них строится исходя из общих принципов:

  • соблюдение личных границ, пространства и невторжение;
  • мнение друга, партнера, супруга может быть отличным от собственного – важно отнестись к этому с принятием и гибкостью;
  • видение в другом автономной личности;
  • оказание поддержки и помощи в сложные периоды, ситуации.

Что такое уважение к природе?

Уважение к природе тесно связано с состраданием всему живым существам и заботой об окружающем мире. Обстановка на планете такова, что люди в большинстве своем тратят ресурсы: выкачивают нефть – кровь земли, в результате которых образуются пустоты, захламляют отходами природу, убивают животных в крупных масштабах – все это происходит от неуважения и непочитания. «После нас хоть потоп!» - так говорил французский король Луи XV, сегодня человечество сталкивается с последствиями такого отношения.

Что такое уважение к природе:

  • восполнение использованных ресурсов;
  • забота о животных и птицах в зимнее время;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки;
  • взятие под защиту редких видов животных, птиц, растений;
  • внедрение экологических видов топлива, не загрязняющих атмосферу.

Что такое уважение к труду?

Впервые, ребенок сталкивается с миром профессий в школе и уважение к учителю, становится базовым, определяющим. В современных школах к учителям чаще отношение пренебрежительное и обесценивающее их тяжелый труд. Задача родителей и учителей формировать ценность к любого вида профессии, маленькому ребенку важно показать и объяснить это на примере, что если бы дворник не чистил снег, люди бы завязли в сугробах, а без учителей, человек был бы безграмотным, не умел бы писать и читать, не было бы сделано много великих открытий, великолепные книги не были бы написанными.


Что такое уважение к родителям?

Уважение к родителям формируется в детстве. То, как мать и отец относятся к друг другу – закладывает в детях основу уважения к себе, родителям и другим людям. Ни для кого не открытие, что дети считывают с родителей паттерны поведения и присваивают их себе. Если родители оскорбляют друг друга, ребенок вынужден перейти на сторону кого-то одного из них, и по отношению к другому будет чувствовать себя предателем, и защитная реакция будет выглядеть как проявление неуважения к тому, кого ребенок «предает».

Что такое благодарность и уважение к родителям, как это проявляется:

  • отсутствие упреков к родителям (мало дали, плохо воспитали, квартиру не купили), самое ценное, что родители дали – это жизнь;
  • почитание родителей как старших, даже если они не правы, не вступать из-за этого в ;
  • уделение времени и внимания своим родителям (звонки, визиты, разговоры, помощь).

Как добиться уважения?

Уважение – понятие обоюдное: без признания и уважения других, нельзя рассчитывать на уважение в свою сторону. Каждого человека, есть за что уважать, но не все это понимают. Как добиться уважения в коллективе:

  • искренне говорить комплименты:
  • радоваться успехам других, отмечать это;
  • сопереживать неудачам;
  • быть открытым и доброжелательным;
  • не допускать насмешек в свой адрес;
  • взращивать профессионализм.

Уважение к самому себе

Потребность в уважении одна из самых важных базовых потребностей, так человек идентифицирует себя: «Я есть!», «Я значим!». Уважение к себе формируется к себе и входит в «Я-концепцию» личности, которая формируется на основе оценки человека значимыми людьми, далее в общественных институтах. Что такое уважение к себе – здесь нет какого-то одного характерного параметра, это все составляющие чувства собственного достоинства:

  • знание своих сильных и слабых сторон;
  • стремление к самосовершенствованию и личностному росту;
  • честность с самим собой;
  • работа с недостатками;
  • признание своих заслуг и вклада как личности в общество;
  • ценность себя как личности;
  • осознание своей божественной сущности;

Уважение в семье

Что такое взаимопонимание и уважение в семье? Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт, в свое время сказал, что уважение – это сосуд, форма, а любовь – то, что наполняет этот сосуд, если нет уважения в семье, о любви не может быть и речи. Уважение к мужчине как к главе рода всегда было традицией у многих народов, дети воспитываясь в такой семье видели значимость и авторитетность. Для сыновей видеть отношение матери к их отцу, основанное на уважении. Мужчина, делающий свой выбор супруги также должен понимать, что если нет уважения к жене, то это неуважение к себе.

Уважение к людям - ключевой аспект, который необходим для поддержания значимых личных отношений. Научитесь уважать чужие усилия, способности, мнения и причуды, чтобы успешно общаться и ладить с людьми. Уважайте себя, чтобы обрести уверенность и привычку уважать окружающих.

Шаги

Уважайте чужие усилия

  1. Выражайте благодарность. Регулярно благодарите людей за помощь и поддержку. Не забывайте каждого, кто помогает вам. Проявляйте уважение словами благодарности. Ваша благодарность будет много значить для людей, даже если она высказана без очевидного повода. Используйте письма, телефонные звонки или электронные сообщения, чтобы восстановить отношения с теми, кого вы редко видите. Это не займет у вас много времени. Благодарите таких людей:

    • родители;
    • братья и сестры;
    • сотрудники;
    • одноклассники;
    • друзья;
    • учителя;
    • соседи.
  2. Хвалите чужие достижения. Привлекайте внимание к успехам других людей и радуйтесь чужим достижениям. Научитесь замечать приложенные усилия и чистосердечно хвалить других людей. Отведите человека в сторону и поговорите наедите, чтобы ваши слова и комплименты звучали искренне.

    • Измените свою первую реакцию с «Почему это произошло не со мной?» на «Я так рада за нее!». Позитивное отношение поможет вам сместить внимание с себя и высказать добрые пожелания.
    • Если уважаемый вами человек переживает непростое время или слышит комплименты реже других, то старайтесь хвалить его усилия, отношение к ситуации или положительные качества.
  3. Будьте искренни. Благодарить людей и говорить слова похвалы важно, но большинство из нас недолюбливает подхалимов. Выражайте искреннюю благодарность и уважение. Говорите от чистого сердца.

    • Даже простая фраза «Я всегда рада видеть тебя» покажет ваше уважение. Не нужно усложнять.
  4. Выполняйте свои обещания. Если вы пообещали прийти на мероприятие или строите совместные планы, то выполняйте свою часть уговора. Надежное поведение покажет ваше уважение к чужому времени и готовность приложить усилия ради человека. Уважайте чужие усилия и не опаздывайте на встречи, будьте всегда готовы и демонстрируйте энтузиазм.

    • Всегда приходите на работу, учебу или спортивные занятия в полной готовности. Выполняйте необходимую работу и заранее приводите в порядок рабочие материалы. Не нужно зря тратить чужое время.
    • Может показаться, что отказ станет проявлением неуважения, но будьте последовательны и реально оценивайте свои возможности. Трудно уважать ненадежных людей.
  5. Предлагайте помощь. Прилагайте особые усилия, чтобы помогать людям, особенно если вы им ничем не обязаны. Предложите помочь другу с переездом или задержитесь и помогите убрать в классе после школьного мероприятия. Не ограничивайтесь своими обязанностями. Даже простые дела, такие как помощь младшему брату с домашним заданием и уборка в саду без просьбы, покажут ваше уважение.

    • Если ваш друг или сосед находятся не в лучшем расположении духа или переживают непростой период в жизни, то говорите им слова поддержки. Простое «Ты справишься» имеет невероятное значение для человека в беде.
  6. Уважайте чужие способности. Иногда постоянные предложения помощи могут быть восприняты как неуважение. В некоторых случаях разумно позволить человеку проявить себя и справиться с выполнимой задачей своими силами.

    • Замечайте, когда человек в состоянии самостоятельно решить проблему, и не вмешивайтесь в чужие дела, - тем самым вы проявите свое уважение. Существует огромная разница между эмоциональной поддержкой в трудную минуту и настойчивым предложением приготовить кашу вместо человека.

Одним из самых важных принципов социальной этики является уважение. На самом деле, большинство психологических проблем людей связано в той или иной степени с тем, что они не чувствуют к себе уважения. Поэтому настолько важно понимать, что такое уважение, какова его роль в различных областях деятельности человека. Этим вопросам и посвящена наша статья.

Двойной смысл

Уважением называют признание того, что другие люди обладают достоинствами и заслугами. Именно благодаря этому чувству общение между людьми становится комфортным. Оно помогает нам находить в других что-нибудь хорошее, достойное если не восхищения, то признания. Уважение предусматривает защиту от сознательного нанесения какого-либо вреда другим. На этом чувстве строятся правильные отношения в любом коллективе: на работе, в семье, компании.

Кроме того, уважение понимается и как почтительное отношение к кому-либо или чему-либо. Всех в детстве учили уважать старших, то есть относиться к ним с особым почтением, не как к равным, а как к людям, обладающим большим опытом, словно к старшим по званию.

Чтобы выражать человеку свое уважение, достаточно относиться к нему без пренебрежения, выслушивать, не задевать его чувств, не насмехаться, вежливо говорить с ним, не задевать его честь и т. п.

В чем заключается уважение?

Еще не вступив с человеком в диалог, вы уже можете проявить или не проявить к нему уважение. Например, если перед вами женщина, а вы стоите, убрав руки в карманы, вы проявляете к ней неуважение. Получается, что уважение как почтительное отношение отчасти связано с этикетом.

Иногда уважение заключается в терпимости, снисходительности. Например, если ваш собеседник высказывает точку зрения, отличную от вашей, вы не должны критиковать его. Отнеситесь к нему с уважением, ведь это его взгляды на жизнь, и они имеют право на существование. Постарайтесь высказаться так, чтобы не затронуть его чувств.

Стоит отметить, что уважение необязательно должно быть связано с симпатией. Уважать можно даже своего врага - за какие-то качества или совершенный им поступок.

Уважение в психиатрии

В психиатрии чувство уважение подразумевает, что врач внимательно относится к проблемах пациента, понимая, что, с его точки зрения, это, действительно, проблемы. Основополагающий принцип при работе с такими людьми - это неприкосновенность личности.

Уважение в социальной работе

Наверное, для социального работника уважение - самое важное при работе с людьми. Для этих людей это слово имеет особый смысл. Оно подразумевает, что любой человек достоин уважения. Ни его особенности характера, ни образ жизни, ни социальное положение не могут лишить его права на уважение.

Уважение в правовой сфере

В праве различают уважение к государственному суверенитету и отдельной личности. Первое подразумевает признание другими государствами права на независимость, равноправность, суверенность, выбор вектора развития, как в свой стране, так и на международном уровне.

Вопрос уважения к личности в юридической сфере рассматривается как необходимость уважения достоинств личности, ее прав и свобод. Согласно законодательству РФ, ничто не может стать основанием для умаления достоинства личности.

Узнать, что такое достоинство, можно из статьи .

Полезное руководство по концепции уважения: что такое уважение, определение, типы и примеры. Почему уважение так важно? Получите интересные и полезные советы о том, как научиться уважению самому и научить этому других. Что делать, когда вас не уважают? Как уважать окружающих? В чём проявляется уважение? Что такое самоуважение? Как уважать самого себя? В этой статье мы ответим на все ваши вопросы, а если они у вас ещё останутся — вы можете задать их в комментариях к этому материалу.

Что такое уважение? Понятие и определение

Уважение — очень важный компонент как личной идентичности, так и межличностных отношений. Чувствовать себя уважаемым — это, можно сказать, базовое право человека. Отсутствие уважения настолько важно, что может привести к разрыву отношений и даже насилию.

Слово «уважение» происходит от латинского respectus, что означает «внимание «,»почтение», «защита». Уважение можно определить как «почтительное отношение и особая оценка кого-либо и чего-либо, основанная на признании достоинств, заслуг или высоких качеств».

Уважение — это понятие, относящееся к способности ценить и почитать другого человека, его слова и поступки, даже если мы не разделяем и не одобряем его действия. Уважать — это принять человека таким, какой он есть, не пытаясь его изменить. Уважать — это значит не осуждать другого за его действия, поведение или мышление. Не упрекать и не ожидать, что будет как-то иначе.

1. Сохраняйте спокойствие и не кричите

Если вы хотите научить уважению, важно подать пример и всегда разговаривать спокойным тоном. Кричать на человека — это также проявлять неуважение. Несмотря на то, что в определённые моменты поведение детей может вас разочаровывать, постарайтесь не кричать.

2. Не используйте оскорбления и негативные ярлыки

Говорить ребёнку: «ты плохой» или «ты бестолочь» не только вредит его самооценке, но и также способствует неуважительному отношению к вам. Поэтому, когда ребёнок плохо себя ведёт, лучше сказать ему: «Ты поступил плохо». При этом необходимо сосредоточиться именно на действии, поступке, а не судить ребёнка. Узнайте, что такое и как мы воздействуем на детей, даже не отдавая себе в этом отчёт.

3. Поймите причину недостатка уважения

Когда ваш ребёнок проявляет неуважение, попробуйте понять, почему он это сделал, и помогите ему изучить свои чувства. Например, если ваш ребёнок говорит вам, что вы «плохой», спросите: «Почему ты так говоришь? Ты разозлён, обижен или тебе грустно?» Подумайте, почему ребёнок находится в таком состоянии и уточните: «Ты злишься (обиделся, грустишь и т.д.) из-за этого?» Нужно проявить понимание и объяснить ребёнку, что его чувства не означают, что тот или иной человек плохой, и что ранить и обижать других — не способ решить проблемы. Как только ребёнок осознает это, можно начать обсуждать с ним как можно справиться с его злостью или обидой.

4. Уважайте вашего ребёнка

Уважайте его вкусы и предпочтения. Не принуждайте его к тому, что он не хочет делать, точно так же, как бы вы не стали заставлять взрослого человека. Предложите, поощрите, посоветуйте, но не заставляйте. Если ваш ребёнок поступает по-своему, разрешите ему это. Не старайтесь взять полный контроль за поведением ваших детей или их предпочтений. Уважайте их мнение и позвольте принимать собственные решения.

Когда мы принимаем действия и поступки детей, они чувствуют себя услышанными и уважаемыми. И на собственном опыте учатся тому, как относиться к другим людям, имеющим отличную точку зрения, и уважению к другим людям несмотря на их отличия.

5. Не позволяйте проявлять к себе неуважение

Никогда никому, в том числе детям, не позволяйте проявлять к вам неуважение. Станьте примером сами. Не позволяйте пользоваться вами или не принимать вас таким, какой вы есть.

6. Обозначьте границы

Обучая детей уважению, важно чётко обозначить им границы того, что правильно, а что нет. Если ребёнок ведёт себя неуважительно, обратите на это его внимание — спокойно, без крика, как мы об этом уже говорили ранее. И объясните ему последствия его поведения: другие люди также будут к нему относиться или перестанут обращать внимание, или разозлятся. Тем не менее, если ребёнок слишком сильно взволнован, лучше всего подождать пока он успокоится или даже помочь ему успокоиться.

7. Извинитесь, если вы не правы

Как научить детей уважению? Когда вы ошибаетесь или не выполняете то, что обещали, или слишком суровы по отношению к ребёнку, очень важно извиниться перед ним. Тем самым мы не только обучаем его скромности и важности просить прощения, но и выказываем уважение.

8. Похвалите ребёнка, если он проявляет уважение

Важно, чтобы ребёнок понимал, что он поступил хорошо и уважительно. Похвалите его за это, поскольку в таком случае высока вероятность того, что он будет так поступать и в дальнейшем.

В следующем видео вы узнаете о том, почему важно проявлять именно уважение, а не толерантность или терпимость, поскольку толерантность подразумевает в данном случае позицию превосходства над другим человеком.

Что делать, если я чувствую, что меня не уважают? Недостаток уважения

Вы думаете, что окружающие не уважают вас и пользуются вами? Мы дадим вам несколько советов о том, как бороться с неуважением.

1. Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам

Это довольно банальное утверждение, но оно верно. Если вы хотите, чтобы вас уважали, начните с уважения к другим. Люди склонны к взаимности в отношениях.

2. Уважайте себя

Не хватает уважения? Другие будут уважать вас, если вы уважаете себя. Станьте приориетом для самого себя.

3. Используйте язык тела

Язык тела крайне важен, поскольку помогает передать много информации. Хотя также верен тот факт, что зачастую передаваемая телом информация противоречит тому, что мы говорим. Поэтому если вы высказываете своё мнение тихо и при этом у вас дрожит голос, а руки в закрытой позиции, то скорее всего никто не обратит внимание на ваше мнение. И наоборот, когда мы говорим громко и уверенно, глядя собеседнику прямо в глаза, то скорее всего ваше мнение будут уважать.

4. Общайтесь правильно

8. Развивайте свою ассертивность

Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это способ защищать свои права, уважая права других. Ассертивность помогает нам повысить самоуважение и самооценку, а также избежать ситуаций, в которых мы позволяем нами пользоваться. Для этого важно научиться озвучивать свою позицию, когда вам что-то не нравится или не хочется.

Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного , присутствуют ли тревожные признаки и симптомы, которые могут указывать на наличие этого расстройства. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.

Научитесь самоуважению

Как вы уже знаете, добиться уважения со стороны других людей, не уважая самого себя, очень трудно.

  • Цените своё образование и ваши достижения в учёбе. Если вы не получили хорошего образования, то цените ваш жизненный опыт и знания.
  • Уважайте своё тело и прислушивайтесь к нему. Позаботьтесь о нём, делайте физические упражнения и правильно питайтесь, чтобы сохранить здоровье. Узнайте, .
  • Слушайте самого себя, свои потребности, и выполняйте их. Будь то отдых, расслабление или развлечение.
  • Научитесь упомянутому выше ассертивному поведению.
  • Отдалитесь от токсичных людей, а также от тех, с кем вам некомфортно. Если это невозможно, то узнайте о том, .
  • Поставьте себе цели в жизни и работайте над их достижением.

Как мы уважаем других? Примеры проявления уважения

Как мы демонстрируем уважение по отношению к окружающим?

Как мы демонстрируем уважение окружающим?

  1. Слушая и слыша другого человека.
  2. Проявляя , ставя себя на место другого человека и понимая его.
  3. Используя ассертивную коммуникацию, другими словами, защищаем свои права, уважая права других, воспитанно и неагрессивно.
  4. Понимая, что наши рассуждения, идеи, мысли и точки зрения могут отличаться от других людей, и при этом никто из нас не ошибается. Абсолютной истины не сущестует.
  5. Извиняясь за совершённые нами ошибки.
  6. Храня чужие секреты.
  7. Выполняя и уважая законы и нормы.
  8. Оберегая природу, окружающую среду и общественные места.
  9. Интересуясь состоянием других людей, спрашивая, как идут их дела, как они себя чувствуют.
  10. Уважая частную жизнь и конфиденциальность окружающих.
  11. Уважая собственность и вещи других людей, не беря без спроса то, что нам не принадлежит.
  12. Уважая личное пространство.
  13. Общаясь с другими, а не исключая их из своего круга общения.
  14. Помогая другим тогда, когда мы действительно можем помочь.
  15. Благодаря окружающих.

Виды уважения с примерами

Существуют различные виды уважения . Самыми важными являются: самоуважение или уважение по отношению к самому себе, уважение к другим, к социальным нормам, к природе, ценностям, законам и правилам, культуре и семье.

Уважать — это значит проявлять толерантность, не дискриминировать и избегать действий, которые могут обидеть других. Некоторые примеры из повседневной жизни: здороваться или любезно и уважительно разговаривать, уступать место в транспорте или общественных местах, пропустить кого-то вперёд, относиться к окружающим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам и т.д.

  • Самоуважение: Этот вид уважения относится к способности уважать и ценить самого себя. Принимать себя таким, какой вы есть, не обращая внимания на мнение других людей.
  • Уважение по отношению к окружающим: Этот вид уважения относится к принятию и толерантности по отношению к другим людям несмотря на существующие различия между ними или разницей в мышлении. Примером такого уважение является: уважение к родителями, равное уважение к мужчинам и женщинам, преподавателям и учителям, людям пожилого возраста, религиозным верованиям других, уважение к людям с иной сексуальной ориентацией (геи, лесбиянки, транссексуалы, бисексуалы и т.д.), уважение к одноклассникам, коллегам по работе и т.п.
  • Уважение социальных норм: Этот вид уважения относится к способности уважать существующие в обществе нормы. Некоторыми примерами такого уважения являются: вежливость; соблюдение рабочего расписания; уважение чужих вещей. Мы также проявляем уважение данного типа когда даём возможность говорить другим и выслушиваем их, когда уважаем чужое мнение.
  • Уважение к природе: Данный вид уважения относится к окружающей среде (животные, растения, реки, леса и т.д.). Когда мы уважаем природу, мы не бросаем мусор в реке, лесу, поле, не рвём растения и не вредим природе, разумно используем воду, не вредим животным и насекомым, используем транспортные средства, наносящие минимальный ущерб природе и т.д.
  • Уважение к семье: Этот вид уважения позволяет нам понимать и уважать наших родных и близких, а также следовать нормам совместного проживания.
  • Уважение к ценностям: Этот вид уважения относится к нашей способности уважать наши собственные принципы.
  • Уважение к культуре: Речь идёт о способности признавать, что существуют другие религии и верования, и уважать их. Пример такого вида уважения: не навязывать своё мнение и избегать осуждения других людей.
  • Уважение к патриотическим символам: Этот вид уважения относится к способности уважать и ценить символы нации. Например её гимн, флаг.
  • Уважение к человеческой жизни: Речь идёт о способности исполнять юридические нормы, уважать законы и т.д.

А что вы думаете об уважении? Насколько актуальна для вас проблема отсутствия уважения или самоуважения? Поделитесь с нами своей точкой зрения в комментариях к этой статье.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

УДК 316 . 6

Ш. Дж. Ахундова УВАЖЕНИЕ, ЕГО ОСНОВА И ТИПЫ

Цель статьи - определение сути уважения, одного из важных сторон человеческих отношений. Основу уважения к человеку составляет отношение к человеку как к цели сама по себе. На этом базируется первый тип уважения: уважать человека за человеческое достоинство, которое уравнивает людей, за потенциальную возможность развития. Второй тип уважения является оценкой заслуг и достижений человека в разных областях. На этом типе основывается и чувство уважения, которое состоит из чувства восхищения талантом и мастерством другого человека. Дальше в статье рассматривается понятие самоуважения и проводятся параллели между уважением к другому человеку и к себе.

Ключевые слова: Кант, уважение к человеку, достоинство, личностное развитие, самоуважение.

Взаимное уважение всегда было важным связывающим фактором социальных отношений. Как сторона многогранных человеческих отношений это понятие рассматривалось многими философа-ми-классиками. В последние несколько десятилетий уважение стало также объектом исследования социальной психологии.

Что такое уважение, какие типы оно имеет и в чем оно выражается? За что мы уважаем человека? Статья отражает попытку ответить на эти вопросы.

Т. Хилл определяет уважение как «признание ценности или важности чего-то (или кого-то) с какой-то точки зрения (предполагаемая в контексте)» .

По этимологическому словарю русского языка М. Фасмера слово «уважать» имеет одинаковые корень и этимологию со словом «важный» (от немецкого слова Wage, означающего «весы») . Если дальше углубиться в осмысление этого понятия, можно выявить, что человек, которого мы уважаем, является важным или имеет значение для нас. Исходя от немецкого корня, эту мысль можно выразить как «иметь вес». В этой статье словаря автор дает еще одну интерпретацию - «наблюдать», что роднит слово «уважать» по смыслу с его переводами из других европейских языков, хотя они имеют разные происхождения. Существующее во многих европейских языках слово respect происходит от латинского respicere, что означает «оглядываться», «посмотреть снова». Это значение слова Р. Дилон связывает с такой особенностью уважения, как уделить внимание объекту. Другими словами, уважение как поведение предполагает рассмотрение объекта уважения внимательно и его восприятие как он есть на самом деле в отличие от принятия этого объекта через призму наших желаний и целей .

Сущность уважения к человеку, наверное, наиболее точно выразил И. Кант в центральном принципе своей теории морали, категорическом императиве (второе утверждение): «Теперь я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо

существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель» . Кант не употреблял слово «уважение» в категорическом императиве, это высказывание отражало только его точку зрения на морально правильное отношение к человеку в целом. Несмотря на это, мнение современных философов, психологов и социологов совпадает в том, что это утверждение является основой уважения к человеку . Слово «уважение» И. Кант в большинстве случаев употреблял относительно к «закону». Под понятием «закон» Кант имел в виду главным образом три утверждения категорического императива, особенно: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» .

По мнению многих исследователей, уважение имеет два основных типа, которые в общем можно обозначить так: уважение как признание прав человека и его внутренней ценности и уважение как оценка заслуг и достижений человека.

В первом типе (признание прав человека) уважение граничит с заботой . Мы стараемся не беспокоить отдыхающего человека независимо от его возраста и другого статуса. Также мы избегаем вмешательства в дела занятого человека независимо от того, является он школьником, монтером или начальником организации.

Во втором типе (оценка заслуг и достижений) мы уважаем труд и усердие человека в достижении определенной цели. В этой области уважение граничит с доверием. Мы уважаем коллегу по работе за его профессионализм, что означает, что мы доверяем его знанию, качеству работы, стилю сотрудничества. Также наше уважение за достижения к любому человеку, не связанному с нами профессионально, означает нашу веру в качество его работы.

С. Дарвал в своей статье «Два вида уважения» (1977) предложил теорию об уважении как признании и уважении как оценки. Уважение как оценка (appraisal respect) - это положительная оценка человека и его характерных особенностей, а также заслуг и достижений. Уважение как признание (recognition respect) Дарвал объясняет так: «Это, скорее, способ ценить человека внутренне, в нем самом и ради него самого» . Известно, что, по Канту, внутренняя ценность - это достоинство . То есть уважение как признание - это уважение человека за его достоинство.

Т. Хилл выражает схожую точку зрения: уважение к человеку как к человеку отличается от уважения к человеку как к профессионалу, официальному лицу, члену более специфической группы . Т. Тайлер и С. Блейдер (2000) в своей совместной работе о кооперации в группах рассказывают о персональном уважении и уважении, связанном с работой (work-related respect) .

Д. де Кремер и Л. Малдер выражают двойственность уважения несколько иначе: уважение как средство для целей и уважение как цель сама по себе. В первом случае уважение воспринимается как знак принятия и принадлежности к определенной группе и обладания «позитивным статусом или репутацией в этой группе». Во втором случае уважение рассматривается как врожденная человеческая ценность и моральный долг по отношению к людям . Последняя идея созвучна с взглядом И. Канта на человека как к цели сама по себе.

Как отмечалось ранее, категорический императив И. Канта - это его понятие должного отношения к человеку. В отличие от сегодняшних исследователей он четко не разделял уважение на признание прав человека и оценку его заслуг и достижений . В «Основах метафизики морали» Кант рассказывает об уважении к талантам другого человека таким образом: «уважение к личности есть в сущности только уважение к закону (честности и т. д.), пример которого нам дает эта личность» . Дальше он объясняет свою мысль так: «Так как развитие своих талантов мы также считаем долгом, то в талантливой личности мы усматриваем как бы примерный случай закона (чтобы в этом сделаться подобным ей посредством упражнения), и это создает наше к ней уважение». Дальше в том же произведении, выражая свою главную идею о человеке как цели самой по себе, Кант затем объясняет: «разумные существа называются лицами, так как их природа уже выделяет их как цели сами по себе, т. е. как нечто, что не следует применять только как средство, стало быть, постольку ограничивает всякий произвол (и составляет предмет уважения)» . Это мож-

И. Кант считает уважение чувством, но, по его мнению, уважение отличается от других чувств, вызванных стремлением к объекту и страхом, это чувство мы сами налагаем на себя по своей воле . С другой стороны, Кант считает решение и действие морально правильными, если они продиктованы объективной необходимостью, что превращает действие в долг, обязанность. В своих работах «Основы метафизики морали» и «Метафизика морали» Кант указывает на то, что, как и в случае с практической любовью по отношению к человеку, уважение должно существовать не только как чувство (которое возникает из-за сравнения нас с другим человеком), но и как действие. При обращении с людьми необходимо помнить, что каждый человек имеет внутреннюю ценность, т. е. достоинство, и стараться не уронить их достоинство. Чувства являются стимулами (drive) к действию. С этой точки зрения человек должен вызвать в нас чувство уважения к себе, чтобы мы обращались с ним уважительно. Но в описании Канта морально правильное действие руководствуется не нашими желаниями (в данном случае чувством), а осознанием и принятием долга. Таким образом, морально правильным является уважительное обращение с человеком, не ожидая, что он вызовет в нас чувство уважения к себе.

Б. Колвел (2007) изучил методом открытого интервью внутригрупповые и межгрупповые отношения в исправительных учреждениях Америки. Контингент этих учреждений делится на группы по расе, религии и региону, и отношение заключенного к «своим» и «чужим» четко отличается. В результате анализа Колвел пришел к выводу, что чувство уважения к другому человеку возникает в результате наблюдения у того схожих особенностей и ценностей . Замечание таких сходств вызывает у человека позитивные эмоции и усиливает его убеждение в том, что другой достоин уважения. Исследование, проведенное М. Сигл (1979) в естественных группах (полицейское подразделение, университетские футбольные команды), обнаружило функциональные различия между дружбой, расположенностью и уважением. Результаты показали, что дружба и расположенность являются больше взаимными, чем уважение. Последнее имеет сильную связь с экспрессивным и инструментальным руководством. Совместное проведение

досуга имеет отношение больше к дружбе и расположенности, чем к уважению .

Данные разных исследований позволяют выдвинуть новые гипотезы в этой области. В человеке может возникать чувство уважения к другому человеку тогда, когда он замечает в нем какую-то особенность, которую ему хотелось бы видеть в себе. Здесь уважение граничит с чувством восхищения и завистью (которая, в свою очередь, действует как пусковой механизм к достижению цели). В этом случае то, насколько негативна зависть, имеет отношение к силе чувства уважения. Человек может благодушно относиться к факту наличия желаемого качества у другого человека или он может испытать злость за то, что тот человек обладает этим качеством, а он нет. В любом случае чувство уважения он будет испытывать, но в первом случае сильнее (гипотеза 1). Если человек имеет информацию о характере, особенностях и умениях того человека, эти факты влияют на силу его чувства уважения к нему. Так как, если он замечает в другом человеке какую-то сильно выраженную негативную особенность, которая есть и у него самого, это уменьшает его чувство уважения к тому человеку (гипотеза 2).

То же самое верно и насчет общепринятых негативных особенностей. С. Эш в проведенном в 1946 г. исследовании о формировании впечатления предложил теорию о том, что впечатление, производимое на нас человеком, равно сумме впечатлений от его отдельных особенностей . Эту идею можно перевести на область уважения. Например, человек вызывает уважение как очень талантливый музыкант, но он известен еще своим пристрастием к азартным играм, и этот факт, несомненно, уменьшает чувство уважения к нему. И, наоборот, то, что талантливый музыкант обладает еще и другими позитивными качествами (например, он филантроп, благожелательный и успешный преподаватель) и не имеет явно выраженных негативных особенностей, увеличивает чувство уважения к нему со стороны других. Таким образом, наличие общепризнанных положительных особенностей и отсутствие сильно негативных особенностей у человека может вызвать больше уважения к нему (гипотеза 3).

Последнее предположение верно и в негативном контексте. Например, член криминального мира будет чувствовать уважение к человеку, который обладает более утонченными и успешными методами ограбления, но это чувство уважения может уменьшиться, если второй имеет такую особенность, как мягкосердечие. Таким образом, в негативном контексте наличие высоко ценимых отрицательных особенностей наряду с неодобряемы-ми положительными особенностями может уменьшить уважение к человеку (гипотеза 4). Метод, ис-

пользованный Эшем, может быть применен для проверки последних двух гипотез.

В обществе уважение к другому человеку выражается с помощью принятых знаков (должное приветствие, обращение на вы, обращение с называнием титулов и другие физические, устные и письменные признаки уважения). Такое поведение является важной частью каждодневного этикета. Знаки уважения являются особенно значимыми в корпоративной жизни. Выражение уважения через знаки не всегда подразумевает реальное уважение, но считается необходимым для поддержки иерархии и подчеркивания ее градаций.

Действовать уважительно по отношению к другим означает главным образом не знаки уважения, а непосредственное признание прав окружающих. Например, нарушение очереди в супермаркете вызывает справедливый гнев окружающих, потому что они рассматривают это как выражение неуважения к себе . Мнение многих исследователей совпадает на том (Файнберг, 1970; Гофман, 1971; Бен, 1988), что уважительное обращение включает в первую очередь стремление воздержаться от причинения вреда другим и нарушения их прав .

В работах российских исследователей феномен уважения часто встречается в сочетании с другим необходимым понятием - толерантность. В этих работах исследуется степень обоюдной толерантности и уважения как между людьми разных национальностей и религий (Батарчук, 2010; Булатова и др., 2012) , так и между лицами одной и той же национальности (внутрисемейные отношения, отношения между учеником и преподавателем, возрастные группы) (Гурова, Середина, 2011; Буравлева, 2011) . Результаты этих работ подтверждают необходимость взаимного уважения и толерантности между разными социальными группами для обеспечения внутреннего баланса и здоровья развивающегося общества (Папура, 2010; Буравлева, 2012).

Понятие «самоуважение» ненамного отличается от понятия «уважение к другим». Поскольку то, что человек есть цель сама по себе и имеет внутреннюю ценность, является основой уважения к другим, этот же факт является основой уважения к себе. С этой точки зрения как уважение в смысле признания человечности и человеческих прав других является обязанностью, так же самоуважение является обязанностью каждого человека. Самоуважение тоже имеет два вида: признание своей ценности как человека и оценка своих достижений в разных областях жизни.

Самоуважение включает знание своих высших моральных принципов, ценностных приоритетов и их защиту. Оно также включает осмысленное признание своих сильных и слабых сторон и их благожелательное принятие.

Маргалит объясняет самоуважение как отношение человека к факту его человечности . По мнению некоторых исследователей (Роулс, 1971; Хонет, 1992; Маргалит, 1996), самоуважение члена общества зависит от социальных и политических обстоятельств в этом обществе, и неблагоприятное обращение может нанести ущерб самоуважению человека . Несомненно, для процветания общества каждый его член должен почувствовать свою значимость не только для себя, но и для окружающих и видеть позитивную оценку своего каждодневного труда. И верно то, что неблагоприятное обращение может нанести вред самолюбию, самооценке человека. Возможно, что от такого обращения человек временно потеряет в некоторой степени самоуважение. Но это может произойти оттого, что человек поймет, он мог бы избежать негативной ситуации. Позже, смирившись с обстоятельствами, человек обязательно восстановит самоуважение, потому что это необходимо для его существования. Перефразируя психологов гуманистического направления, можно сказать, что человек теряет самоуважение, оказавшись неспособным отвечать своим стандартам, а не стандартам других.

Самоуважение, как и уважение к другим, тоже должно быть осознанным, рациональным деянием и чувством. То есть мы должны признать свою человечность, свое достоинство и право на развитие и мы можем иметь самоуважение как чувство за наши достижения. Первое из этих понятий постоянное, а второе может меняться в зависимости от ситуации. Когда, стараясь добиться качества в каком-то деле, мы не видим желаемого результата вовремя, мы временно можем потерять чувство самоуважения к себе. И необходимость восстановления этого чувства заставляет нас упорно работать, проявляя настойчивость в стремлении к цели.

Чувства играют роль стимула в нашей жизни. Но проблема со всеми чувствами в том, чтобы ощущаться, они должны быть свежими, например, чтобы чувствовать самоуважение, нам надо поставить новые рекорды в важных для нас областях. Отсюда можно делать вывод, что чувство самоува-

жения, как и чувство уважения к другим, зависит от условий. Можем ли мы сказать то же самое об уважительном отношении к человеку в целом? Какое отношение имеет к уважению условия? Имея в виду двойственную природу уважения, можно ли сказать, что его типы зависят от условий?

Во втором приложении к произведению «Вечный мир: вклад в политическую науку» И. Кант писал, что «И любовь к человеку, и уважение к праву людей есть долг; первое, однако, только обусловленный, второе же - безусловный, абсолютно повелевающий долг» .

На первый взгляд может показаться, что безусловность относится только к уважению как признание (человечности), а уважение как оценка (заслуг) зависит от условий - мы уважаем человека в зависимости от того, каких высот он достиг в определенной области. Условность второго типа уважения особенно ощущается в профессиональной сфере и в рамках организации. Но при близком рассмотрении второго типа уважения возникает вопрос: а небольшие достижения в определенной области недостойны уважения? Каждодневное развитие ребенка, студента или же нового работника, который желает выполнить свою задачу качественно, но, возможно, пока не может. Небольшие достижения могут не вызвать чувство уважения, но на уважительное отношение они имеют право.

Люди не равны в своих талантах и возможностях личностного развития. Они также не равны в возможности принятия морально правильных решений. Факторы, определяющие это неравенство, могут быть внутренними (физиологическими и психологическими) - разный уровень персонального развития, разница в силе воли и внешними -разные условия существования и деятельности. Но люди равны в праве на развитие. С этой точки зрения основу уважительного отношения к человеку и обращения с ним должен составлять не результат сравнения его достижений и заслуг с таковыми других людей, но результат сравнения его нынешнего уровня развития с его условным вчерашним уровнем. Это и есть рассмотрение человека как цели самой по себе.

Список литературы

1. Hill T. E . Jr. Respect for persons // E . Craig (Ed .) . Routledge Encyclopedia of Philosophy. London, 1998. P. 283-287 .

2 . Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-4 . М., 1964-1973 .

3 . Dillon R . S . Respect and Self-Respect // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: http://piato. stanford . edu/entries/respect, 2003. revised 2006 .

4 . Kant I . Groundwork of the metaphysics of morals . Cambridge, 2008.

5 . Darwall S . The Second Person Standpoint: Morality, Respect, and Accountability. Cambridge, 2006 .

6 . Tyler T. , Blader S . Cooperation in groups: procedural justice, social identity, and behavioral engagement . Philadelphia, 2000 .

7 . De Cremer D ., Mulder L . A Passion for Respect: On Understanding the Role of Human Needs and Morality // Gruppendynamik und

Organisationsberatung 2007 P 439-449

8 . Colwell B . Deference or Respect? Status Management Practices Among Prison Inmates // Social Psychology Quarterly 2007 . V. 70? № . 4 .

9 . Segal M . Varieties of Interpersonal Attraction and their Interrelationships in Natural Groups // Social Psychology Quarterly. 1979 . V. 42, № 3 .

10 . Asch S . E . Forming impressions of personality // J . of Abnormal and Social Psychology. 1946 . P. 258-290 .

11. Miller D . Disrespect and the experience of injustice // Annual Review of Psychology. 2001. February. V. 52 .

12 . Батарчук Д. С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестн. Томского

гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып. 5 . С. 129-134 .

13 . Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011.

Вып.6 .С. 124-129 .

15 Kant I Perpetual peace Minnesota, 2007

Ахундова Ш. Дж., диссертант.

Институт философии, социологии и права Азербайджанской национальной академии наук.

Пр. Джавида, 31, Баку, Азербайджан, AZ1143.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 31.05.2012.

S. J. Akhundova RESPECT, ITS BASIS AND TYPES

The purpose of this article is to define the essence of respect, one of most important aspects of human relationship.

The basis of respect for people is defined as an attitude towards person as the end in itself. On this first kind of respect it is grounded: respecting persons for their dignity what equalizes all people, for possibility of personal development.

The second kind of respect is recognition of persons’ merits and achievements in different areas. On this type the feeling of respect is based which consists of feelings of admiration for talent and skills of another person. Next in the article the concept of self-respect is discussed and parallels between self-respect and respect towards other person are drawn.

Key words: Kant, respect for persons, dignity, personal development, self-respect.

Institute of Philosophy, Sociology and Law Azerbaijan National Academy of Sciences.

Pr. Javida, 31, Baku, Azerbaijan, AZ1143.

Поделиться