Развитие ребенка 1год 6месяцев. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития

Как выглядит полуторагодовалый малыш? Изменения в крохе видно сразу: его лицо приобрело более осмысленное выражение, чем это было пару месяцев назад, тело заметно вытянулось. Он продолжает изучать окружающий мир при помощи родителей. Общее развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев предполагает повышенную физическую активность малыша, когда он старается побывать во всех интересующих его местах сразу. Поэтому родителям стоит уделить повышенное внимание его безопасности.

Что уже умеет полуторагодовалый малыш:

  1. Ходит без посторонней помощи и неуклюже бегает.
  2. Самостоятельно залезает на диван и слезает с него.
  3. Сам кушает, используя столовый прибор.
  4. Проявляет интерес к заводным игрушкам, пытаясь самостоятельно их завести.
  5. Пробует рисовать карандашом, выводя смешные каракули.
  6. Умеет складывать конструкции из кубиков.
  7. Распознает обозначение частей своего тела.
  8. Приучается к горшку, может сам проситься на него.
  9. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.
  10. Пытается самостоятельно одеваться.

Речевое развитие малыша в 1,5 года

Ребенок в этом возрасте уже неплохо разговаривает. Может произносить простые слова или задавать нехитрые вопросы: «Что это? Куда идешь?». Малыш подражает взрослым и имитирует их слова и выражение. Речевое развитие ребенка в 1,5 года подразумевает умение ребенка распознавать несколько цветов и животных на картинках. Речь малыша сопровождается жестами и мимикой, которые выражают его чувства на данный момент.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

На данном этапе развития у ребенка преобладает эгоцентрическое представление о мире. Для него не существует понятия «делиться». Он считает, что все окружающие его предметы и игрушки принадлежат только ему. Если он не получает желаемого, то может громко кричать, плакать и биться. Для него характерно толкнуть или ударить соседского мальчишку, отобрав у него желаемую вещь.

Очень часто ребенок в этот период не слушается маму, дерется, кусается, бьется с другими детьми. Но это всего лишь очередной способ утверждения своей автономности, определения предела собственных возможностей и приобретение навыков отстаивания своих интересов. Следует реагировать на эти факторы спокойно, без криков и упреков.

Физическое развитие ребенка

Со стороны родителей существует необходимость совершенствовать самостоятельную ходьбу ребенка, его ориентацию в пространстве и координацию движений.

Несколько упражнений этой направленности:

  • Ставим пустую корзину на пол, и кидаем в нее поочередно с малышом игрушки, отойдя на небольшое расстояние. Это упражнение развивает глазомер и точность движений в пространстве.
  • На прогулке с крохой меняем направления: сначала идем к качелям, потом к дереву или лавочке. Это упражнение поможет освоить перемену ориентиров.
  • Учим малыша ходить по узкой тропиночке или наклонной доске, поддерживая за ручки. Можно также перепрыгивать бугорки, канавки и другие препятствия.

Кормление ребенка в 1,5 года

В этот преиод у малыша уже четырехразовое питание. Молоть всю пищу необязательно – достаточно слегка разминать ее вилкой. Ягоды, мягкие фрукты и вареные овощи можно давать целиком или порезав на кусочки.

Жареные блюда малышу давать нельзя – еда должна быть сварена или приготовлена на пару. Если малыш плохо ест, возможно, у него изменились потребности в еде. Поэтому меню у ребенка должно быть разнообразным и постоянно совершенствоваться.

Сон малыша

К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

Игры для полуторогодовалого малыша

Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

  • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
  • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
  • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.


Отправить

Тревожные звоночки для родителей:

  1. Ребенок в 1 год и 6 месяцев не говорит ни одного связного слова.
  2. К 1,5 годам малыш не ходит.
  3. Элементарная игра в «ладушки» дается ему с трудом.
  4. Все свои потребности малыш выражает только при помощи крика и плача.
  5. Ходит только на носочках.
  6. Умышленно бьет головой о бортики кроватки или другие предметы.

Эмоциональное развитие ребенка:

  • удивляется новым предметам и пугается неожиданных действий
  • без труда переключается из одного предмета на другой
  • радуется и смеется, когда у него что-то получается
  • выражает свое несогласие криком
  • знакомых людей воспринимает радостно, незнакомых – с опаской
  • «заражается» эмоциями – может заплакать, если кто-то около него плачет и наоборот

Уход за малышом

Из-за того, что малыш уже знаком с горшком, отпадает необходимость в частом мытье. Однако ежедневные гигиенические процедуры остаются прежними: чистка зубов, купание и умывание. Обязательны прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часа.

Иногда на этом этапе развития малыш сам проявляет первые признаки чистоплотности: вытирает запачканные ручки или просит помыть их протягивая в перед.

Параметры полуторагодовалого ребенка

Для мальчиков нормальным считается рост около 77 см. Для девочек – немного больше 79 см. Вес у мальчиков должен быть около 11-11,5 кг, у девочек – около 10,5. В это время у малышей появляются верхние клыки и первые коренные зубы. Очень часто прорезывание клыков сопровождается дискомфортом у ребенка, поэтому стоит использовать различные успокаивающие мази и гели.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев удерживается на ногах уже гораздо лучше: он легко поворачивается, почти не падает, удерживает игрушки на весу, преодолевает препятствия. Ребенок в 1 год и 6 месяцев любит залезать на ступеньки, стулья, диваны и прочие предметы интерьера. Следите за тем, чтобы практика маленького скалолаза была не травмоопасной. Для крохи очень важны постоянные повторения - именно благодаря практике и совершенствуются нужные навыки, так что не удивляйтесь, если ребенок будет в любой обстановке покорять новые вершины. Покорив лестницу в вашем подъезде, любопытный ребенок займется соседскими ступеньками. В будущем ваше чадо будет осваивать куда более сложные навыки моторики - бег, прыжки.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев: особенности развития

С каждым новым днем ребенок будет более независимым и уверенным. Ребенок в 1 год и 6 месяцев похож на комок энергии, такой себе вечный двигатель. Он уже может построить башенку из 3-4 кубиков, бросить и поднять мяч, идти и тащить за собой игрушки на веревочке, переворачивать страницы и поворачивать дверные ручки. Также карапуз может складывать и доставать из коробок, ящиков и шкафов вещи, учится пользоваться столовыми приборами. Он уже сам удерживает поильник, ложку, хотя и не так аккуратно, как хотелось бы взрослым. Также игры становятся более креативными - кубики превращаются в самолеты, игрушка на веревочке - коляской, формочки - чашками. Понаблюдайте, как ваше чадо использует свое воображение и как творчески подходит к процессу игры.

У полуторагодовалых детей формируется четкое понятие, что именно они - центр вселенной, а значит все самое интересное и вкусное должно доставаться им. Эгоцентрическое представление о мире продлится лет до 3, ребенок считает, что даже игрушки соседских детей принадлежат ему, так что не исключены ссоры с ровесниками. Дети до 2 лет пытаются отвоевать даже чужие игрушки и попросту отказываются дать поиграть своими. Отстаивание своей собственности - это один из способов познать свои возможности и утвердиться.

Возраст от полутора лет называют «возрастом почемучки», потому что сейчас малыши начинают задавать вопросы «что это?» практически обо всем, что их окружает. Они стремятся узнать названия предметов, пополнить свой словарный запас. Их лексикон активно увеличивается с 18 до 24 месяцев - ребенок может осваивать до нескольких слов в день. Правда, изучение основано на постоянном повторении - поэтому читать ребенку любимую сказку несколько раз в неделю даже полезно. Также придут на помощь простые песенки, игры с использованием звуков и простых слов, игры с пальчиками.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев: особенности психомоторики

  • Ребенок в 1 год и 6 месяцев уже хорошо ходит, учится подпрыгивать и кружиться на месте, можно попробовать вместе потанцевать или поиграть в мяч;
  • Если дать ребенку карандаш, он начнет увлеченно черкать им по бумаге, выводя непонятные пока каракули;
  • В 1,5 года самое время начать приучать малыша к горшку;
  • С полуторагодовалого возраста у детей активизируется подражательная деятельность - они копируют их действия, возятся с игрушками - кормят их, кутают в одеяло;
  • В лексиконе ребенка 10-15 слов, которые он может объединять в простые предложения, но вскоре словарный запас значительно пополнится;
  • Сейчас самое время приобрести для ребенка крупные раскраски, поиграть в «поваренка», «покормить» кукол из игрушечной посуды, построить пирамидки или башни, постепенно учите малыша взаимодействовать с другими детьми: «дай Коле мишку, а он даст тебе машинку».

К возрасту один год и шесть месяцев у ребенка происходит становление речи — важнейшего инструмента, благодаря которому окружающие начинают воспринимать малыша как полноценного члена общества, способного заявить о себе. И кроха старается пользоваться новым умением, делает попытки рассказать окружающим о своих чувствах, желаниях. Важно в этот момент поддержать потребность именно говорить, а не переходить на язык жестов или пользоваться облегченными словами. Ваш ребенок вполне готов слушать и воспринимать сложные слова. И не за горами то время, когда он сам будет составлять предложения.

Как развивается малыш в полтора года — физическое развитие ребенка в 1 год и шесть месяцев

Нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения

Мальчики

  • Рост — 79,6-85,0 см
  • Вес 9,8-12,2 кг
  • Окружность головы — 46,0-48,7 см

Девочки

  • Рост 77,8-83,6 см
  • Вес 9,1-11,6 кг
  • Окружность головы — 44,9-47,6 см

В полтора года ребенок:

  • уверенно ходит, перенося в руках предметы, огибая и (или) перешагивая через небольшие препятствия;
  • без опоры садится и встает со стульчика;
  • поднимется и спускается по невысоким ступеням;
  • может есть самостоятельно, держа ложку в кулаке, не только густые блюда, но и полужидкие, не проливая их;
  • сам пьет из кружки;
  • тянет за собой на веревочке игрушку;
  • спокойно реагирует на гигиенические процедуры: умывание, мытье рук;
    листает книгу;
  • нанизывает пирамидку из двух-трех колец, соблюдая размерность;
  • отличает катание и бросание мяча, причем по просьбе бросает вперед, вверх или вниз;
  • понимая, что не умеет что-либо делать, огорчается этому, например, может отказаться делать то, что до этого выполнить не получилось;
  • перекладывает предметы с места на место, собирает их в коробку или вынимает из неё;
  • выполняет простые просьбы окружающих, например: дай кружку, принеси мяч, иди ко мне;
  • произносит около сорока упрощенных слов;
  • различает простые геометрические формы круг и квадрат;
  • различает 2-3 цвета.

Как заниматься и во что играть с ребенком в полтора года — игры малышей в 1 год и 6 месяцев

Конечно, чтение продолжает быть источником новых слов и знаний, расширения кругозора. Не нужно бояться, что малыш не поймет каких-то слов в сказке или не воспримет сложное предложение. Ведь именно раз за разом прослушивание новых слов и речевых конструкций дает толчок дальнейшему развитию речи. Важно не увлекаться и не задаваться целью освоить как можно больше книг. Выберите 4-5 самых любимых и периодически их перечитывайте, постепенно добавляя новые. В возрасте год и шесть месяцев дети очень радуются, когда слышат уже знакомый текст, когда представляют, о чем пойдет речь дальше.

Активно беседуйте во время прогулок с малышом , употребляя как можно больше прилагательных, характеристик окружающих предметов.

Просто замечательно разыгрывать перед ребенком мини-сценки с двумя-тремя игрушечными персонажами (например, резиновыми). Это могут быть как бытовые сцены (сели игрушки, покушали и пошли гулять), так и знакомство, например, с голосами зверей, с их рационом, детенышами.

Приучайте кроху к гигиене: учите мыть руки, лицо, вытираться полотенцем, убирать игрушки, ходить на горшок

Лепка из соленого теста
Приготовьте массу для лепки: 4 столовые ложки соли, 2 стакана муки, вода. Должно получиться крутое тесто. Лепите из него с ребенком фигурки зверей, фрукты, овощи. Если малыш случайно проглотит кусочек, волноваться не о чем, масса безопасна. Высохшие поделки можно раскрасить краской.

Задуй свечку
Зажгите свечу и предложите ребенку задуть ее. Упражнение способствует развитию легких ребенка.

Прятки
Мама или другой близкий человек прячется, но при этом постоянно подает голос, например, произнося «ку-ку». Ребенок ищет.


Трудности воспитания ребенка в полтора года

Так как ваш малыш — это уже вполне сформировавшаяся личность, он может начать противится вашим желаниям и, наоборот, добиваться выполнения своих. Но, так как донести всё это до окружающих ему еще не по силам, он начинает внезапно упрямиться, капризничать и даже истерить. Необходимо постараться переключить на что-то другое внимание крохи, отвлечь.

Не старайтесь перенимать манеру упрощенного общения. Говорите «собака», а не «ав-ав», ведь вы учите своё чадо, а не оно вас.

Ребенок в полтора года всё еще очень эгоцентричен, он не готов делиться игрушками со сверстниками. Часто его поведение может быть непреднамеренно грубым из-за незнания принятых в обществе норм поведения.


Чем кормить малыша в возрасте полутора лет: рацион питания ребенка в 1 год и 6 месяцев

Родителям часто хочется порадовать малыша, угостив его сладеньким. Но с шоколадными конфетами всё же лучше не спешить. Шоколад часто вызывает аллергию, причем она может проявиться не сразу же, а дать о себе знать после двух лет. Лучше лакомиться мармеладом, вареньем, пастилой, медом.

Можно включать в рацион зелень: салат, петрушку, шпинат, зеленый лук. Если ребенку сразу же новые вкусы не понравятся, не настаивайте. Просто угостите еще раз через недельку, а потом — еще. Исследования утверждают, что человек должен от 7 до 14 раз попробовать новый продукт, прежде чем он ему понравится.

Примерное меню ребенка в полтора года

1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак Селедочный паштет
Салат из протертой моркови с яблоками
Хлеб с маслом
Чай
Яйцо вареное
Каша пшенная на молоке
Хлеб с маслом и сыром
Чай с молоком
Суфле манно-тыквенное
Чай с молоком
Хлеб с маслом
Обед Картофельный салат с помидорами
Суп-пюре из цветной капусты
Рагу из курицы и моркови
Морс из ягод
Хлеб
Салат с зеленым горошком и морковью
Суп овощной с крупой
Тефтели рыбные паровые
Картофельное пюре
Сок
Хлеб
Салат из помидоров и яиц
Лапша молочная
Рулет мясной паровой, фаршированный омлетом
Кисель
Хлеб
Полдник Кефир
Булочка
Фрукты
Молоко
Вафли
Фрукты
Творог
Кефир
Фрукты
Ужин Зразы морковные с творогом
Молоко
Хлеб
Гречневая каша
Молоко
Хлеб
Запеканка капустная
Чай с молоком
Хлеб

К полутора годам окончательно формируется режим дня малыша, придерживаться которого он будет до самой школы.

Теперь карапузу достаточно одного дневного послеобеденного сна, а длительность утренней и вечерней прогулок увеличивается до 2-3 часов.

Питание ребенка в 1 год и 6 месяцев становится четырехразовым – завтрак, обед, полдник и ужин.

Для нормального роста и развития маленького сорванца важно, чтобы его рацион был сбалансированным и включал все необходимые полезные вещества.

Как составить сбалансированный рацион для ребенка в 1 год и 6 месяцев

В полтора года большинство детей уже не только уверенно ходят без посторонней помощи, но бегают, поднимаются по ступенькам, учатся играть с мячом.

В этом возрасте начинается интенсивное развитие речевого аппарата — словарный запас карапуза включает уже около 40 слов и постоянно пополняется.

Чтобы физическое, умственное и эмоциональное развитие ребенка было полноценным, организм должен получать белки, жиры, углеводы, витамины, микро- и макроэлементы.

В соответствии с нормативами, суточная потребность полуторагодовалого малыша в питательных веществах, составляет:

  • Белки – 52 г;
  • Жиры – 52 г;
  • Углеводы – 195 г.

Чтобы составить для ребенка сбалансированный рацион, нужно выяснить, какие продукты содержат наибольшее количество полезных компонентов.

Белки

Белки являются основным строительным материалом детского организма. Их недостаток может замедлить рост ребенка, привести к отставанию в психическом и умственном развитии.

Согласно нормам, среди всех белковых продуктов, включаемых в рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев, 80-85% должны составлять белки животного происхождения.

Наибольшее количество животных белков содержится в таких продуктах:

Молоко. Питание в полтора года предусматривает употребление не менее 500-600 мл молока в сутки.

Его можно давать ребенку в чистом виде (например, на полдник с печеньем или бисквитом) или использовать для приготовления молочных супов, каш, омлетов, пудингов и т п.

Кисломолочные продукты. В 1 год и 6 месяцев малыш должен ежедневно получать 40-50 г творога, 10-15 г сливок или сметаны, 5 г сыра твердых сортов или плавленого, 100-150 мл кефира.

Предпочтение стоит отдать домашним продуктам с небольшим содержанием жира.

Мясо . Норма потребления – 100 г в сутки мяса нежирных сортов. Самыми лучшими считаются телятина, говядина, а также мясо кролика, курицы или индейки.

В полтора года малышу можно давать паштет из субпродуктов – печени или сердца.

Кроме того, из мяса готовят паровые и духовые котлеты, рагу, фрикадельки, пудинги и запеканки.

Рыба . В 1 год и 6 месяцев для приготовления блюд можно использовать не только морскую (хек, минтай, треска), но и речную (карп, сом, щука) рыбу.

Суточная доза – 30-40 г. Исключение составляет жирная или деликатесная рыба (семга, лосось, палтус), а также копченая и консервированная.

По-прежнему под запретом икра и морепродукты, принадлежащие к высокоаллергенным продуктам.

Яйца . Одно перепелиное или ½ куриного яйца в сутки – норма для полуторагодовалого малыша.

Давать яйцо нужно сваренным вкрутую, так как жидкий желток и белок плохо усваиваются детским организмом.

Наверняка понравится карапузу пышный омлет, который лучше всего готовить не на сковороде, а в микроволновке или духовке.

Растительные белки, доля которых составляет 20-25% не менее важны для формирования детского организма. Большая часть из них находится в крупяных изделиях, которые малыш должен получать в количестве 25-30 г в сутки.

Хотя самыми полезными считаются овсяная и гречневая каши, в меню должны присутствовать также ячневая, рисовая, кукурузная и пшенная крупа.

От пшеничной и манной пока стоит воздержаться – полезных веществ в них не слишком много, а калорийность высокая.

Известный детский врач Евгений Комаровский рекомендует, составляя меню для ребенка, сочетать в одном блюде растительные и животные белки.

Например, овсяная каша с молоком, тефтели из мяса курицы с рисом, пшенная запеканка с творогом и т п.

Жиры

Жиры – это поставщик необходимой растущему организму энергии. Кроме того, жиры способствуют расщеплению и лучшему усвоению витаминов А и Д, которые играют большую роль в полноценном развитии ребенка.

Недостаточное поступление жиров приводит к замедлению роста малыша, ослаблению защитных сил организма.

Это делает его уязвимым для многих вирусных и инфекционных заболеваний, ухудшает состояние кожного покрова, волос, ногтей.

Однако, чрезмерное употребление жирной пищи также может оказать негативное влияние на детский организм.

Оно не только приводит к набору избыточной массы тела и развитию ожирения, но и тормозит усвояемость белков, расстраивает пищеварение, нарушает обмен веществ.

Для того, чтобы рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев был сбалансированным, он должен содержать 70% животных и 30% растительных жиров.

Основными источниками их являются сливочное масло, сметана, молоко, мясо, а также подсолнечное, оливковое или кукурузное масло.

Углеводы

Интенсивное развитие ребенка в первые годы жизни требует постоянного пополнения энергетических запасов. Это достигается за счет употребления углеводов.

Дефицит этих важных веществ приводит к нарушению нормальной деятельности пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

Но, большое количество углеводов, в особенности легко усваиваемой сахарозы, также наносит вред здоровью малыша.

Избыток сладкой пищи может спровоцировать сахарный диабет, кариес, крапивницу и другие болезни.

Ежедневными источниками углеводов в рационе ребенка в 1 год и 6 месяцев должны быть:

  • Сладкие фрукты и ягоды – 150 – 200 г;
  • Хлеб и мучные изделия – 100 г;
  • Крупы и макароны – 50 г;
  • Кондитерские изделия – 10-20 г.

Самыми лучшими сладостями для малыша будут домашние джемы, повидло, варенье, а также пастила, зефир или мармелад.

Шоколад и шоколадные конфеты не только могут вызвать аллергию, но и повысить возбудимость нервной системы.

Не следует также давать карапузу различные карамельки, в которые добавляют красители, подсластители и другие химические компоненты.

Витамины

В ежедневном рационе полуторагодовалого ребенка должны быть продукты, содержащие витамины, способствующие росту и развитию.

Приведенная таблица поможет определить, в каких продуктах находится наибольшее количество самых необходимых витаминов.

Витамин Полезные свойства Где находится
A Отвечает за остроту зрения, развитие костной ткани, способствует повышению иммунитета Все овощи и фрукты желтого и оранжевого цвета – морковь, тыква, абрикосы.

Яйца, печень, молоко.

Группы В Обеспечивают нормальную работу сердечно-сосудистой системы, способствуют обмену веществ в организме Крупы, хлебобулочные и макаронные изделия, яблоки, брокколи, свекла, морковь
C Укрепляет защитные силы организма, ускоряет заживление ран, выздоровление после заболеваний Черная смородина, облепиха, отвар шиповника, сладкий перец, яблоки, лук, цветная капуста
Д Способствует укреплению костно-мышечного аппарата, предотвращает рахит и другие болезни Куриные и перепелиные яйца, рыба, белокочанная капуста, картофель
Е Препятствует проникновению в организм вредных веществ, помогает выводу токсинов Растительные масла, брокколи, зеленый салат

Включение продуктов, содержащих полезные для организма вещества, сделают рацион полуторагодовалого ребенка сбалансированным и питательным.

Какие блюда можно приготовить для ребенка в 1 год и 6 месяцев

Рецепты для детских блюд должны быть простыми, без множества ингредиентов. Не следует класть в них специи и приправы, а также использовать много соли.

Придать вкус и аромат блюдам можно при помощи пряных растений – укропа, петрушки, сельдерея.

А для усиления аппетита – подать на красивых тарелках, оригинально выложив и украсив кусочками овощей и фруктов.

Готовить пищу для малыша нужно незадолго до употребления. В полтора года не следует предлагать крохе вчерашний суп или разогретые котлеты.

Нельзя также смешивать первое и второе блюдо в одной тарелке, чтобы малышу было легче жевать и глотать.

Во-первых, ребенок не почувствует вкус еды, а во-вторых, такая подача выглядит не эстетично и не способствует аппетиту.

Завтрак

Лучшее время для завтрака — 7 30 – 8 00 . По рекомендации диетологов, на него должно приходиться 25% всего дневного рациона.

Поэтому малышу можно предложить такие блюда:

  • творожники со сметаной и яблочным пюре;
  • овсяная каша со свежими ягодами;
  • молочная вермишель;
  • запеканка из риса с морковью;
  • суфле из брокколи или цветной капусты;
  • гречневая каша на молоке;
  • омлет из яиц с молоком;
  • тыква, запеченная с пшенной кашей.

Дополнить завтрак может травяной чай, отвар шиповника или негустой кисель. К ним можно подать бутерброд с маслом и натертым сыром, нежирное печенье или кусочек бисквита.

Обед

После завтрака ребенок отправляется на первую прогулку. Если он в течение 2-2,5 часов не просто катался в коляске, а ходил, бегал и играл с мячом, то обязательно нагуляет отменный аппетит.

Ведь, как справедливо замечает доктор Комаровский, в отказе здорового малыша от еды родителям нужно винить только собственную лень и нежелание играть с крохой.

На обед, который состоится в 12 00 -12 30 малыш должен съесть 35% суточного объема пищи.

По сложившейся традиции, прежде всего карапузу предлагают первое блюдо. Это может быть:

  • борщ со свеклой и капустой;
  • овощной суп-пюре с брокколи;
  • суп на мясном бульоне с макаронными изделиями;
  • рыбный суп с крупой;
  • суп с фрикадельками из мяса птицы;
  • щи со свежей капустой;
  • тыквенный суп-пюре с сухариками.

В полтора года ко второму блюду ребенку подается салат из свежих овощей. Чтобы малышу было легче прожевать, их натирают на терке, а затем заправляют сметаной или растительным маслом.

Для приготовления салатов подойдут: огурцы, зеленый лук, белокочанная капуста, редис, морковь, тыква.

На второе малышу дают одно из следующих блюд:

  • паровые котлеты из телятины с кашей;
  • кабачки, фаршированные мясом и рисом;
  • запеканка из макарон с мясом;
  • тефтели из говяжьего фарша с пшенной крупой;
  • бефстроганов из мяса индейки с картофельным пюре;
  • капуста тушеная с мясом кролика;
  • печеночные паровые котлеты с морковным пюре;
  • рыбные биточки с гарниром из овощей;
  • филе рыбы, запеченное в фольге;
  • голубцы.

В качестве напитка малышу предлагают компот из свежих или сушеных фруктов, кисель из ягод или сок. Причем после 1,5 лет можно давать не только осветленные соки, но и с добавлением мякоти.

Полдник

После обеда малыш отправляется спать до 15 30 -16 00 , после чего его ждет полдник. Этот прием пищи самый легкий, всего 15% от дневного рациона.

Самыми подходящими будут такие блюда:

  • творог со сметаной и фруктами;
  • кефир и бисквит;
  • теплое молоко и печенье;
  • мусс из ягод;
  • печеное яблоко с творогом;
  • фруктовое суфле;
  • молочный кисель с печеньем;
  • бутерброд с печеночным паштетом и сок.

Летом на полдник ребенку можно предложить свежие фрукты – абрикосы, сливы или ягоды – клубнику, малину, ежевику.

При этом предварительно необходимо убедиться, что у карапуза нет на них аллергии.

Ужин

Перед ужином с ребенком нужно совершить вторую прогулку. На этот раз можно воздержаться от активных игр и дать малышу спокойно побродить по парку или скверу.

Время для вечерней трапезы обычно планируют на 18 30 -19 00 , за два часа до отхода крохи ко сну. Этот прием пищи, как и завтрак, составляет 25% от суточного объема.

В полтора года на ужин можно приготовить:

  • «ленивые» вареники с творогом;
  • оладьи из кабачков или тыквы со сметаной;
  • рагу из овощей;
  • зразы картофельные с мясом;
  • запеканка макаронная с повидлом;
  • капустные котлеты;
  • рыбные тефтели.

Самый лучший вечерний напиток — травяной чай с добавлением мяты и мелиссы, после которого малыш будет крепко и сладко спать.

Если же до сна карапуз успеет проголодаться, то уже в кровати ему можно дать полстакана теплого молока или кефира.

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
  • Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
  • Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
  • Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
  • Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
  • Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
  • Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:

Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.

Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.

Подражает двум-трем игровым действиям сверстников. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.

Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").

Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.

Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

Интересуется действиями других детей.

Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).

Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.

Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).

Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).

С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка в полтора года

Понимание речи:

  • Показывает части тела по просьбе взрослого.
  • Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
  • Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
  • Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):

  • Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
  • Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
  • Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
  • Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки

  • Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
  • Пьет из чашки, почти не проливая.
  • Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
  • Спокойно относится к умыванию.

Физическое развитие

  • Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
  • Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
  • Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
  • Проходит по слегка наклонной доске.
  • Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
  • Бросает мяч вниз, вперед, вверх.
Поделиться