Психология жадности: как этот порок влияет на человека? Патологическая скупость как болезнь Психическое заболевание жадность.

«Деньги станут кесарем» (Томас Манн)

Живший в убогой лачуге на окраине города Канзас-Сити Франклин Лоусон всегда вел себя как простой американский нищий. Старик кормился подаяниями, которые выпрашивал на бензозаправках и у магазинов. Одеждой и обувью Франклина снабжали различные благотворительные организации. В возрасте 73 лет мистер Лоусон покинул этот мир. Приехавшие забрать тело в морг санитары и полицейские увидели зелененькую бумажку, торчавшую из убогого матраса под покойником. Из любопытства вытащили ее - оказалось, что это 100-долларовая купюра. Распороли тюфяк и ахнули: в нем было зашитодолларов. Поскольку прижимистый дедок не оставил наследников, деньги поступили в фонд муниципалитета, а оттуда - на оказание помощи нищим. Не исключено, что и таким же, как мистер Франклин.

Такой же случай был описан психиатрами в начале 70-х годов прошлого столетия в Алма-Ате (Алматы), в Казахстане, только тюфяк был набит бумажными денежными знаками начиная со сталинских времен, отображая хрущевскую денежную реформу и заканчивая брежневский застойный период.

«Стремление человека к обладанию представляет выражение животного инстинкта» (Ардри)

Ещё один яркий пример: в 1977 году, когда я только начинал осваивать психиатрию, работая врачом-интерном в Чимкентском психиатрическом гордиспансере, я столкнулся с таким случаем: женщину 63-х лет, оставшуюся без родных и близких, уже на протяжении 20 лет, наблюдавшуюся в этом диспансере по поводу органического поражения головного мозга и патологическим накопительством, и по социальным показаниям оформленную на попечение в дом-интернат, нужно было отвезти из её квартиры на новое место жительства. Что мы увидели в квартире «скупого рыцаря» в юбке? Её двухкомнатная квартира, включая и кухню была забита от пола до потолка старыми, ненужными, сломанными вещами: радиоприёмниками, швейными машинами, холодильниками, стиральными машинами, детскими колясками, велосипедами, коробками и ящиками разных размеров и модификаций. В квартиру можно было пролезть только через узкий лаз-туннель и по нему можно было попасть только к лежбищу хозяйки (это кроватью назвать было трудно). На протяжении многих лет, с маниакальным упорством и постоянством эта больная женщина собирала по ночам со всех окрестных помоек выброшенные вещи и «забивала» этой рухлядью свою квартиру.

«Люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими» (Л. Н. Толстой).

Первые исследования головного мозга людей, страдающих синдромом «Плюшкина» были проведены в Университете Калифорнии (University of California), которые выявили активность «зоны скупости», такая зона была обнаружена в лобной доле головного мозга, рядом с «зоной совести». Патологическое накопительство, болезненная скупость - эти расстройства по клиническим признакам относили к тревожно-навязчивым расстройствам. Но эта активность головного мозга с синдромом «Плюшкина» отличалась от активности зон головного мозга, которая наблюдается в общей группе пациентов с тревожно-навязчивыми расстройствами.

И действительно, чуть позже американские ученые из Университета Айовы (University of Iowia) становили, что за склонность некоторых людей припрятывать про запас совершенно ненужные вещи отвечает область, сообщает BBS News.

Доктор Стивен Андерсон (Steven Anderson) с коллегами обследовали 13 человек, которые отличались привычкой накапливать у себя в домах множество ненужных вещей, как то сломанные электроприборы, старые рекламные буклеты, причем не хотели расставаться даже с частью своей «коллекции». Подобное состояние у них развилось после перенесенной травмы мозга, в результате которой страдала именно лобная доля мозга.

Ученые сравнили компьютерные томограммы (КТ) 13 испытуемых с компьютерными томографиями других 73 пациентов, перенесших черепно-мозговую травму, которые не были замечены в складировании бесполезных вещей. У всех 13 испытуемых обнаружилось повреждение в правой части лобной доли головного мозга. У контрольной группы такое повреждение отсутствовало.

Специалист по тревожным расстройствам Наоми Файнберг (Naomi Fineberg) отмечает, что данные исследования указывают на то, что припрятывание вещей может иметь иную природу, чем другие виды тревожных расстройств, и могут помочь в поиске метода лечения этого состояния.

Однако профессор Пол Салковскис (Paul Salkovskis) из Института психиатрии при Королевском колледже в Лондоне (Institute of Psychiatry at King’s College, London), что полученные данные вовсе не доказывают, что данное расстройство вызвано поражением мозга. По его мнению, помочь таким больным может лишь психотерапия.

К тревожным расстройствам относятся и другие виды навязчивостей - так, больные могут испытывать постоянное желание мыть руки, пересчитывать предметы или, выходя из дома, бесконечное число раз проверять, выключены ли все электроприборы. (Источник: Mednovosti.Ru)

По своим наблюдениям во множестве случаев у пациентов с «синдромом Плюшкина» по классификации Диагностического и Статистического справочника умственных расстройств в четвертом издании (DSM-IV) в структуре личности преобладает Добросовестный тип (эпилептоиды).

Анекдот в тему: «Доктор, выпишите мне лекарство от жадности и побольше, побольше. «.

А если серьёзно, то лекарства от жадности не существует. Если диагностировано органическое поражение головного мозга, а патологическая скупость как одно из проявлений этого поражения, то лечение подбирается исходя из характера этого поражения и симптоматики. Оставим эту задачу психиатрам, невропатологам и нейрохирургам. Если принять концепцию психосоматики, то, например, «синдром Плюшкина» очень часто сопровождает поражение простаты у мужчин.

Сократу сказали о каком-то человеке, что путешествие нисколько его не исправило. «Охотно верю, - сказал Сократ, - «ведь он возил с собой себя самого». «Что нам искать земель, освещаемых иным солнцем? Разве изгнанник сможет убежать от себя?!» - восклицает Гораций.

История знает множество способов борьбы с всепожирающей алчностью: пустынножительство, нищенствующие ордена, кельи, разоблачения ненасытных и высмеивание корыстных…

Если же проявлением патологической скупости выступает только психологический аспект, то работа прежде всего будет направлена на осознание скрытых мотивов такого поведения:

1. Деньги, как инструмент власти; бывает, что человек, далеко не жадный по натуре, управляет и контролирует своих близких (жену, детей) с помощью этого инструмента, и это доставляет ему громадное наслаждение. Например, муж-добытчик с их помощью контролирует поведение жены. Внешне они поразительно скупы и выдают жене на домашние расходы жалкие гроши. Иногда, наоборот, щедры и одевают жену, как куколку. Но при этом у самой женщины практически нет карманных денег, и о любой мелочи она должна просить мужа.

То есть, в любом случае жена находится в полной зависимости от мужчины, главы семьи, и её все время попрекают: раз я зарабатываю такие деньги, то ты могла бы получше заботиться обо мне и побольше заниматься домом. Придирок может быть много, иногда они справедливы, иногда нет, но вывод один: женщина, которая считает себя самостоятельной личностью, не может долго мириться с таким положением вещей. Вот Вам и средство номер один: развод. Так же как и «гильотина от перхоти». Если же «скупой рыцарь» начинает осознавать и понимать свою патологическую скупость как форму поведенческой зависимости, к тому же боится потерять жену, то по этой проблеме можно работать. Возникает внутренний конфликт, который требует разрешения. Здесь, как говорится, возможны варианты.

Впрочем, чрезмерная скупость - это такое же ненормальное и болезненное явление, как и легкомысленное расточительство. Это дефект личности, когда деньги заменяют все: радости жизни и человеческие чувства, ставят непреодолимую преграду между скупцом и окружающими его людьми.

В «Скупом рыцаре» Александр Сергеевич Пушкин сравнивает патологическую скупость и накопительство по силе маниакальности со сладострастием садистов:

Нас уверяют медики: есть люди,

В убийстве находящие приятность.

Когда я ключ в замок влагаю, то же

Я чувствую, что чувствовать должны

Они, вонзая в жертву нож: приятно

И страшно вместе.

Вы знаете феномен Мидаса? Бог дионис наделил царя фригийцев способностью превращать своим прикосновением любые предметы в золото. Ну и что? А то, что дар оказался роковым: в золото превращалась пища, которую он брал в руки. По этому поводу Овидий в «Метаморфозах» писал: «Пораженный этой нежданной бедой, и богатый и бедный одновременно, он жаждет бежать своих сокровищ и ненавидит то, чего алкал».

Клиническое наблюдение: Муж Евгений, 58 лет, крупный предприниматель, жена Елена, 40 лет. У Елены это был первый брак, у мужа - второй. Своим сыновьям от первого брака Евгений подарил по квартире. Внешнее впечатление для людей - щедрый и заботливый отец. Но внутри семьи, Евгений контролировал каждый шаг, на каждодневные расходы выдавал деньги только при наличии чеков, требуя отчет за каждую потраченную крону. Этим самым ограничивал её во всём: для того чтобы сходить в парикмахерскую или проконсультировать дочь у семейного врача, для этого требовалось особое разрешение мужа. Все попытки привлечь мужа к психологической работе над своей проблемой - были отвергнуты, так как саму проблему Евгений не признавал и считал «выдуманной». И всё-таки лекарство было найдено, причем радикальное: развод. Елена уехала с дочерью к своим родителям и вернулась на свою старую работу, так как терпение в отношении издевательств в отношении себя было исчерпано.

«Честолюбие, жадность, нерешительность, страх, вожделения», - пишет Монтень, - «не покидают человека с переменой места. Они преследуют его даже в монастыре, даже в убежище философии. Ни пустыня, ни даже скалы, ни власяница (веревка) не избавляют от них».

2. Деньги, как средство подавления. В этом варианте, того, кто использует деньги таким образом можно смело назвать домашним тираном. Деньги могут зарабатывать взрослые дети или муж, но всё равно они оказываются в руках тирана. Тираны скупы в отношении выдачи денег на карманные расходы, скупы на доброту,сочувствие или понимание. Это проявления могут отсутствовать напрочь. Подавляемые в денежном смысле члены семьи начинают сопротивляться: вынуждены делать заначки, от этого финансовая война в семье еще больше ожесточается.

Тираны, прижимистые в деньгах, заставляют всех домочадцев ходить по струночке. Такое подавление вынуждает повзрослевших детей вместе с окончанием школы быстро покидать родительский дом. У женщин-тиранок мужья обычно скатываются в алкогольную зависимость. Более того, жены-скупердяйки не в состоянии понять, что причина всех семейных бед исходит от их патологической скупости.

Подлинно бескорыстные никогда не третируют жадных – они просто не ведают, что это такое. А корысть любит корить…

3. Деньги, как средство экономии. «Скупой платит дважды» - эта народная мудрость как нельзя лучше ставит на место злостных скупердяев. Такой пример: охота начинается с газетной рекламы, от куда узнают, что по определённому купону будет скидка в 10% во время дешевой распродажи на продукты или товары, без которых можно и обойтись. Но при этом транспортные расходы не учитываются. Зато к тем запасам мыла или стирального порошка добавиться новая партия, купленная по дешевке в супермаркете, находящегося на другом конце города.

Такая мелочная скаредность сводит людей с ума, сжирает человеческие чувства, а там где нет нормальных человеческих чувств семья сохраняться не может. Если кто-то из супругов скупердяй, то другой в этой семье счастливым быть не может. Браки распадаются именно по причине патологической скупости. К тому же такая копеечная экономика на самом деле не помогает экономить в домашнем хозяйстве.

Скупость, как поведенческая зависимость, искажает эмоции, мышление, а также деформирует характер, личность. При чем этот процесс всё время прогрессирует, деградация личности углубляется, что легко превращает семейную жизнь в ад. Вся трудность в психологической помощи заключается в том, чтобы подверженный в скупости сделал первый шаг в осознании своей проблемы. Без этого, патологическая скупость или накопительство практически психологической коррекции не поддается. Если же сделан этот первый шаг, то с этой зависимостью нужно работать как с любой другой зависимостью.

Алкоголик оправдывается так: «Все пьют и я буду пить, алкоголь мне вовсе не мешает, наоборот, помогает расслабиться, избавиться от стрессов». Так и скупердяй объясняет свою болезненную скупость бережливостью, умением экономить, предусмотрительностью и заботой о семье.

Жадность – корень всех зол. Высшее богатство – отсутствие жадности. Скупость сушит душу. Кто умеет довольствоваться малым, тот богат. Бедны мы лишь тем, на что заримся. Богаты мы лишь тогда, когда ни к чему не вожделеем. Эти мысли выссказывали в разное время Чосер, Сенека, Дюма, Гольдони, Лабрюйер и другие. Авторы всех этих афоризмов были очень богаты или неистово стремились разбогатеть…

4. Деньги, как гарантия защиты. Это тоже иллюзия. Люди такого ориентира очень тяжело расплачиваются по счетам, часто сроки платежей оказываются просроченными, в итоге приходится оплачивать интрессы. На деле оказывается, что никакой гарантии защиты нет. Им трудно определить, что на самом деле необходимо, а без чего можно действительно и обойтись. Они могут очень много тратить деньги на продукты, делая долгосрочные запасы, продукты от этого портятся и их приходится выбрасывать. Но зато экономят на своём здоровье, отказываясь обследоваться, делать визиты к специалистам и экономят на оздоровительных мероприятиях, помогающих поддерживать своё физическое здоровье на удовлетворительном уровне.

«Люди считают деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги» - пишет Буаст и… сколачивает состояние.

5. Деньги, как движение «ОТ», а не движение «К». Здесь заложено принципиальное отличие отношения людей к материальным ценностям. В результатах ответов на вопрос: «Какую цель Вы ставите в отношении к материальным ценностям?» более 60 процентов респондентов отвечали говорили о том, чего они не хотят (долгов, нищеты, бедности и т.д.) и далее шло перечисление «чего и сколько не хватает, чего и сколько не достает» (движение «ОТ» проблемы к проблеме и приводит и около 40 процентов отвечали, чего бы они хотели достичь в жизни иметь (движение «К» цели – к ней и приводит).

Люди, склонные к скупости, ограничивают себя во всем, пытаясь сохранить имеющееся (денег всегда не хватает). Этим самым парализуют свою инициативу, живут по остаточному принципу. А то, что имеют – не приносит им ощущения удовлетворенности. При этом деньги теряют свое значение, даже, если их много. Парадокс! Даже имея материальные ценности, такие люди несчстны. Классический пример «Движения «ОТ» из литературы - подпольный миллионер Корейко из бессмертного произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок».

«Где много денег, там всегда бродит призрак. Деньги – проклятье. Миллионы, полученные в наследство или каким либо не трудовым способом – всего лишь источник бедствий, и даже богатые филантропы бывают несчастными» – заявляет Фонтане и… становится миллионером.

Другой герой - Остап Бендер, человек внутренне свободный, щедрый, предприимчивый и целеустремленный, знает точно свою мечту и к ней активно стремится. Он способен ощущать состояние счастья, способен любить. И хотя повествование завершается сценой разгрома Великого комбинатора на румынской границе, куда он направляется для того, чтобы воплотить свой несбыточный миф о Рио-де-Жанейро. Это пример «Движения «К» цели».

Абсолютное большинство – сознательно или бессознательно – желает добиться материального благополучия, хочет разбогатеть. Не всем это удается, но это – ключевая причина жизнестойкости здоровых обществ, если можно так выразиться, социальный закон Ома.И нарушение этого закона всеми видами уравниловки суть причина упадка общества, закон этот игнорирующего.

«Иметь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай – вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных – зависть и убийство, ибо права-то дали, а средства насытить потребности еще не указали» (Ф. Достоевский).

Стремление к благу – добро, ибо естественно. Злом оно становится лишь тогда, когда превращается в манию, в стремлении идти по трупам. Но последнее возможно лишь в диких и нищих обществах, а не в культурных и богатых. В культурных обществах, где есть закон и порядок хищничество само закрывает путь к богатству.

В традиции Рейки существуют три уровня посвящения, каждый из которых является самодостаточным и не требует получения следующего. школа рейки киев

У мужчины патологическая скупость. Возможны ли отношения?

Патологическая скупость разъедает отношения изнутри постепенно..На долго такие отношения?

Я бы не стала связываться с таким человеком, потому-что неприемлю в людях такое качество, как жадность. Не представляю, как можно жить в браке с человеком, который будет считать каждую потраченную мной копейку (даже если заработала я ее самостоятельно) и подсчитывать сколько денег я проела, как тот крот из Дюймовочки.

Я скажу, что скорее всего не надолго и приведу вам пример моей знакомой. Около трех лет назад она познакомилась (как ей казалось) с идеальным принцем, созданным именно для нее. Были красивые ухаживания, подарки и т.д. Но вскоре, когда отношения вышли на новый уровень и они стали жить вместе, то она стала замечать за ним странную особенность - жадность буквально во всем. Он прятал от нее деньги, телевизором разрешал пользоваться не более двух часов в день, вещи обновлять не более одного раза в три месяца и то подержанные, доходило даже до смешного, что заставлял ее растягивать одну бутылочку шампуня месяца на два, то есть для нее такие отношения превратились в настоящий ад. И поразмыслив над этим всем, она с ним порвала и правильно сделала, теперь она замужем за действительно достойным человеком и счастлива. Но это конечно отдельно взятый случай, может у вас до крайностей и не дойдет, и ваш спутник жизни изменится.

Скупость.

Сложно строить отношения со скупым человеком. к этому нужно или привыкать или просто подстраиваться под него. То есть закрывать глаза, если любите этого человека.

Не всем удается справиться с таким пороком. Со временем это начнет доставать по полной. Обычно, если дама скупая тоже, тогда проще. А вот если женщина добрая и не жадная, тогда сложно понять скупость мужчины и это раздражает. Если не сразу будет раздражать, то очень быстро придет раздражение и отношения придут к разрыву.

Вполне возможно. Любого мужчину можно любить.

Тем более, что существуют также скупые женщины, такому мужчине идеально подойдет.

А вообще не в подарках счастье. Ведь скупость не мешает хорошо и с уважением относиться к женщине, помогать ей в делах и т.д.

Так что, мой ответ - да, отношения возможны.

Скупость - очень не приятная черта человека, с которой смириться и ужиться бывает трудно.

Не всегда приятно осознавать, что на тебе экономия и при том постоянно экономят.

Да ладно бы свои, а и твои честно заработанные все время хотят направить в нужное русло))

Если женщина встречается со скупым мужчиной, значит, она видит в нем свои плюсы. Может он для нее экономный и домовитый, не мот и не гуляка. Не пропьет, не проиграет, на других тратить не станет. Чуть-чуть потерпеть и все достанется ей по наследству.

Комплекс Плюшкина

Говорят, что «скупость – это капитал глупца». Что уж тогда говорить о скаредности и жадности… По мнению американских ученых за страсть к коллекционированию отвечают особые участки лобных долей коры головного мозга. Недавние исследования профессора Университета Айовы Стивена Андерсена показали, что вследствие повреждения именно лобных долей люди, которым прежде не была свойственна страсть собирательства, после черепно-мозговой травмы, перенесенного энцефалита или хирургической операции на лобных долях головного мозга начинали заниматься «коллекционированием» бесполезного хлама, а основной чертой их характера становилась патологическая жадность.

Этот, на вид еще не пожилой человек, хотя и вышедший на заслуженную пенсию в55 лет по причине многолетней работы психоневрологом, всегда отличался любовью к женщинам и собирательству медицинской литературы. По первой причине он трижды побывал в законном браке, а по второй – частенько оставался «без гроша в кармане» после приобретения очередного фолианта у букинистов.

«Книжная расточительность», соседствующая с определенной бытовой скаредностью, всегда вела к семейным конфликтам и к последующим разрывам брачных отношений. Было у нашего героя и еще одно давнее увлечение – езда на гоночном велосипеде. До 56 лет он гонял на нем по столице и области, сбегая от очередных выяснений семейных отношений. Пока не столкнулся с автомобилем. Последовала тяжелая черепно-мозговая травма с переломом основания черепа. Затем было длительное лечение и не менее длительное восстановление.

Казалось бы, медицина совершила чудо – видимых последствий черепно-мозговой травмы не осталось, однако остались не слишком видимые, но весьма заметные, да к тому же нарастающие последствия. Увлечение собиранием книжных медицинских раритетов быстро сменила страсть к собирательству всякого барахла на блошиных рынках и даже на свалках. Да и сам хозяин стал неряшливым, запущенным, хотя в общественном транспорте, прежде чем усесться, аккуратно подстилал газетку, дабы «не испачкаться и не подцепить какую-нибудь заразу».

Супруга терпела его чудачества меньше года. Последней каплей, переполнившей чашу ее терпения, стал случай, произошедший между ее супругом и его дочерью от первого брака. Она была проездом в Москве, направляясь в Чебоксары, где по квоте ей должны были сделать имплантацию тазобедренного сустава. Женщине не хватало денег, но отец ее категорически не желал расставаться ни с одной копейкой. Только по настоянию супруги он выдал дочери из семейного бюджета «целых» 5 тысяч (!) рублей. А потом с утра до вечера только и говорил о собственной щедрости. А также о том, что это дети обязаны материально обеспечивать престарелых родителей, а не наоборот.

Конечно же, самое страшное, если присущая ранее человеку расчетливость или тем более жадность становится патологической. При этом она нередко сосуществует со скаредностью и нарастающей деградацией личности. Ярким примером того является знаменитый персонаж Н.В. Гоголя из его бессмертной поэмы «Мертвые души» – Плюшкин. Имя, а точнее, фамилия эта стала нарицательной настолько, что современные психологи назвали им один из психологических комплексов.

Напомним: собиратель и хранитель старья, скаредный старик-помещик Степан Плюшкин «ходил каждый день по улице своей деревни, заглядывал под мостки, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, – все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты».

Увы, со времен Гоголя мало что изменилось в людях и Плюшкиных можно обнаружить почти в любом из больших городских домов. Старики и старухи (а порой и более молодые люди) тащат домой разный мусор, всеми силами сопротивляясь попыткам домашних избавиться от этого хлама. Подобная категория людей поражена патологической жадностью. Специалисты расценивают ее уже как психическое расстройство, которому подвержены в основном пожилые люди. Они склонны к «коллекционированию», к накоплению вышедших из употребления никому не нужных вещей. Обычно они безразличны к своему внешнему виду и порядку в собственной квартире, крайне неряшливы и лишены стыда. Но, дрожа над своими «сокровищами», они сопротивляются любым попыткам прибраться в их комнате, подозревая, что их могут обокрасть. Они подозрительны, часто вступают в конфликты с родными, близкими и соседями. И, конечно же, у таких людей «зимой снега не выпросишь».

Н.В. Гоголь не пишет, что предшествовало деградации личности помещика Плюшкина. Он упоминает лишь о том, что «было время, когда он только был бережливым хозяином. Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости…». Современные психологи считают, что патологическая жадность может быть присуща людям с тревожно-зависимой, садистической и асоциальной структурой личности. Высокий уровень тревожности (из чего произрастает привычка откладывать на черный день), и желание повысить самооценку («с деньгами я выше других!»), садизм («я могу себе это позволить, а ты – нет»; либо – «попроси меня хорошенько, поунижайся») – все это проявления психологического нездоровья человека. У такого человека нет взаимодействия с собой, его гложет страх перед жизнью и перед другими людьми. Он во всем видит лишь темную сторону жизни, и для него все смещено – ему кажется, что все вокруг него жадные. У некоторых людей патологическая страсть к накопительству приобретает форму почти наркотической зависимости от денег. И потому они проявляют нетерпимость к тем, кто не умеет копить и «не понимает, зачем это нужно делать».

Увы, от патологической жадности лекарств не изобретено. Но если просто жадного человека жизнь сможет заставить задуматься над тем, что с ним «что-то не так», это может стать его первым шагом к самокоррекции. Если у такого человека нет семьи, ему неплохо было бы начать чем-то помогать окружающим людям (и не обязательно сразу же деньгами).

Семейному же Плюшкину нужно, переломив себя, просто начать чаще приглашать к себе гостей. Особенно в любые мало-мальски значимые праздники. Или, если у него есть дети, не препятствовать их дружбе с другими детьми, чаще приглашать этих детей к себе в дом, усаживать вместе со своими детьми за общий стол и дарить им хотя бы небольшие подарки. В общем, нужно начинать делать какие-то первые шаги. А при этом не забывать критически поглядывать на себя глазами объективного стороннего наблюдателя!

Ну а страдающим патологической жадностью уже необходима не только квалифицированная психологическая коррекция, но нередко и соответствующее медикаментозное лечение.

патологическая жадность- это просто черта характера, или психическое заболевание? речь идет о том,

и в своей жизни скрепя зубами устанавливает строгие рамки затрат в определенных случаях, например подарок другу на дрруб. и кое как их соблюдает. но все что свыше-просто убивает его?

Если у человека неразвит поздний слой в результате мутаций, плохой наследственности или различных других факторов, либо частично потерян (физичиская травма, болезнь) то соответственно все примитивные позывы у него «развязаны» это то что называет религия «чревоугодие»Это можно проследить у старых людей, поздние образования клеток мозга, у них наиболее подвержены разрушению, поэтому под старость многие впадают в маразм, непомерный аппетит жадность, скупость, гипер сексуальность, жестокость итд. Это также хорошо наблюдается у многих евреев, в результате плохой наследственности (не зря все знают что евреи жадные и скупые, похотливые, при то даже не зависит от возраста) именно жадность, не дает евреям спокойно существовать, добыча денег стремление к кайфу доводит их до маниакального состояния, что в итоге может сделать их богатыми, и навести ложное впечатление о их неком мифическом уме. это так же видно и по тому как они общаются, путанная разговорная речь, на вопрос вопросом, или ответ на вопрос которого нет в вопросе, или просто разговор не о чем, (спутанное сознание) что то же ими обьесняется якобы особым умом.

вылечить ошибки в ДНК пока не умеют.

у меня был любимый человек с таким диагнозом, все попытки вылечить его, были ьесполезны, все что касалось новых приобретений или подарков было очень болезненно. Хотя с деньгами у него было все в порядке, стабильный бизнес, стабильный доход. Да что тут говорить он стал вегетарианцем только из-за того что он считал, что это непозволительная роскошь тратить деньги на такой продукт, как мясо. .

Жадина-говядина

Будем знакомы!

Скупость, скряжничество, скопидомство… Слова разные, а смысл один – страсть к накоплению, сопровождаемая страхом все потерять. У многих жадность ассоциируется с практичностью и бережливостью. Но это не совсем верно. Если бережливость – экономия на себе, то жадность – на окружающих. Жадины осуждают любое проявление щедрости у других. Cебя при этом считают натурами широкими и вечно подсчитывают траты на близких и друзей. Вот такой парадокс! «Жаба» живет в каждом, но ведет она себя по-разному. Рациональная жадность – защитная реакция, направлена на сохранение или приумножение заработанного или накопленного. Как предохранитель она удерживает от расточительности. Патологическая – это уже медицинский диагноз. Жадные часто становятся нищими. Накапливая и экономя, они могут потерять все в один момент.

Жадность не порок?

Все наши привычки родом из детства. Если первые годы жизни были полны лишений, мама и папа всегда экономили, с возрастом у ребенка может проявиться скупость и даже страсть к накопительству. Деньги придают уверенность в завтрашнем дне, уменьшают страх повторить судьбу родителей. Жадность превращается в способ повышения самооценки, позволяет сохранить душевное равновесие. Однако сомнения не оставляют, а потребность в накоплениях увеличивается с каждым днем. Развитию скупости, порой перерастающей в алчность, способствует и пример постоянной экономии не бедных родителей. Их стремление приумножить семейный достаток.

Игрушки вместо ласки

Жадина может вырасти и из ребенка, которому с раннего детства не хватало родительского внимания и заботы. Папы и мамы, эмоционально холодные к своим отпрыскам, нередко задаривают их сладостями и игрушками. Дети воспринимают это как символ любви родителей. Чтобы сохранить и приумножить ее, они усиленно копят доказательства внимания. Так что взрослые, откупающиеся от своих чад подарками, должны помнить: в лучшем случае они получат Скупого рыцаря, в худшем – Плюшкина.

Благими намерениями…

Большинство взрослых стараются вырастить из ребенка «настоящего человека», но не у всех получается. Если родители давят на малыша, заставляют его проявлять щедрость, делиться игрушками и конфетами с другими детьми, это подчас вызывает обратную реакцию. Особенно ярко она проявляется в подростковом возрасте в виде негативизма, когда дети начинают поступать от противного, всеми силами и способами (от капризов до агрессии) сопротивляясь тиранической воле взрослых. Пройдут годы, и, глядишь, ребенок превратится в самую настоящую жадину-говядину. А то и в бессмертного героя Гоголя.

Синдром Плюшкина

Патологическая жадность – синдром Плюшкина – нередко сосуществует со скаредностью и нарастающей деградацией личности. Помните, как описывает Николай Васильевич помещика-скопидома: «…ходил каждый день по улице своей деревни, заглядывал под мостки, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, – все тащил к себе». Плюшкиных и сейчас несложно найти. Они несут в квартиру всякий хлам, сопротивляясь попыткам домашних от него избавиться. Патологическая жадность – психическое расстройство. В основном ему подвержены пожилые. Плюшкины неряшливы, безразличны к своему внешнему виду, порядку в квартире, лишены стыда. Закоренелое скопидомство присуще людям с тревожно-зависимой, садистической, асоциальной структурой личности. У такого человека нет взаимодействия с собой, его гложет страх перед реальностью и окружающими.

Лекарства от жадности

Если среднестатистического жадину-говядину жизнь поучит и, может быть, заставит пересмотреть свои взгляды на вещи, то у Плюшкина гораздо меньше шансов на исправление. Лекарств от патологической жадности не изобретено. Ситуация усугубляется, если скопидом живет один. Но попробовать стать более щедрым все-таки можно. Например, начать помогать родственникам, коллегам, друзьям. И совсем не обязательно деньгами. Хороший способ – чаще приглашать гостей. На любые мало-мальски значимые праздники. Если у человека есть дети, не препятствовать их дружбе с другими ребятами, дарить им небольшие сувениры, сажать за стол вместе со взрослыми. Главное – предпринимать какие-то шаги. И не забывать критически следить за собой глазами объективного стороннего наблюдателя!

Где живет скупость?

Оказывается, страсть к коллекционированию зарождается в лобных долях коры головного мозга. Исследования профессора Стивена Андерсена из Университета Айовы показали: в результате черепно-мозговой травмы этих участков мозга люди, которым прежде не была свойственна страсть к собирательству, превратились в патологических жадин и начали «коллекционировать» всякий хлам.

Естественная щедрость

Как это ни парадоксально, но единственные дети в семье обычно бывают более щедрыми, чем те, у кого есть братья и сестры. Просто их никто не заставляет делиться любимыми игрушками и конфетами. Соответственно, они не озлобляются, не действуют от противного, превращаясь в скупердяев.

Человек-легенда

Франклин Лоусон, житель американского городка Канзас-Сити, был типичным нищим. Просил подаяние и жил на улице. Когда он умер, в его тюфяке нашли 350 тысяч долларов. Так как «бедный» Плюшкин не оставил завещания, деньги поступили в фонд муниципалитета, на оказание помощи нищим.

Материал из печатной версии журнала «Эстетика. Красота. Для женщин и мужчин», № 2, 2013

Глеб Поспелов о том, почему некоторые люди не могут расстаться со своими вещами

Синдром Диогена (синдром старческого убожества, патологическое накопительство) — психическое расстройство, характеризующееся крайне пренебрежительным отношением к бытовым вопросам, социальной изоляцией, апатией, склонностью к бессистемному собиранию и накоплению ненужных, вышедших из употребления вещей (патологическое накопительство), при отсутствии критического отношения к своему -состоянию.

Что нужно каждому из нас, чтобы почувствовать себя счастливым? Сколько денег, вещей человек может взять в свое путешествие по жизни — от самого ее начала до неизбежного конца? Почему одни довольствуются малым, переезжая из дома в дом с небольшим чемоданчиком, а другие — не в силах расстаться с жалким гвоздем, найденным на улице, и боятся оставить без присмотра жилье даже на -час?

Часто мы тащим за собой непосильную и нелепую ношу вещей, не задумываясь, так ли она нам нужна, в ней ли заключена ценность нашей жизни. Не многие задают себе этот вопрос и, тем более, могут на него ответить. Подобные рассуждения — привилегия философии, а иногда — психиатрии. Об этом и будет наш -рассказ.

История жадности – к истокам причины патологического накопительства

Болезненное скопидомство известно людям на протяжении всей документированной истории их существования. Например, в церковнославянском языке существовало даже особое название для собирательства вещей — мшелоимство, и по православным традициям оно считается грехом. С детства нам знакомы русские сказки о Кащее. Недуг нашел отражение и в произведениях искусства: вспомним хотя бы картину «Смерть скупца» Иеронима Босха, пушкинского «Скупого рыцаря», Эбинезера Скруджа, того же старика Плюшкина, подарившего другое имя нашему синдрому. Все эти скупердяи в той или иной степени имеют отношение к рассматриваемой проблеме — патологическому -накопительству.

До 1966 года психиатры рассматривали эту проблему как подтип обсессивно-компульсивного расстройства. Английский психиатр Д. Макмиллан в Британском медицинском журнале впервые описал синдром Диогена как самостоятельное расстройство. Он дал ему название «Senile breakdown in standards of personal and environmental cleanliness», которое в приблизительном переводе звучит как «Старческое снижение стандартов личной и бытовой гигиены». Благодаря британским психиатрам А. Кларку, Г. Мейникару и Дж. Грею в 1975 году расстройство получило название «синдром Диогена, или синдром старческого убожества». Именно это название прижилось и ныне используется -повсеместно.

Нужно отметить, что в Международной классификации болезней 10‑го пересмотра синдром Диогена (Плюшкина) как самостоятельное заболевание отсутствует. Это объясняется тем, что он наблюдается при целом ряде поражений и заболеваний головного мозга, имеющих разные причины и протекающих с разными проявлениями, среди которых доминирующими считаются нарушения когнитивных функций и эмоционально-волевого статуса, а также наличие психотических включений (в том числе деменция, шизофрения, последствия алкоголизма). Сам синдром Диогена (Плюшкина) при этом как бы отходит на задний план. Поэтому традиционно мы рассматриваем синдром Диогена в рамках органических заболеваний головного мозга с изменениями личности -больного.

Древнегреческий философ Диоген Синопский (404-323 г. до н.э., один из основателей школы киников) отличался крайней неприхотливостью в быту и устроил себе жилье в глиняной бочке при храме. Философу вовсе не требовалось имущество: он исповедовал аскетизм и искал человеческого общения. Таким образом, «синдром Диогена» — не совсем корректное название, и ряд исследователей предлагают использовать другие варианты: старческое расстройство, синдром Плюшкина (персонаж из романа Гоголя «Мёртвые души»), социальный распад, синдром старческого -убожества.

Старые скряги: клинические проявления синдрома Диогена

Данное расстройство чаще всего встречается у пожилых. Наиболее часто синдром Диогена возникает у ранее активных людей, ориентированных прежде всего на работу и даже имевших социальный успех. По мере отхода от профессиональной и общественной деятельности проявления синдрома становятся все ярче. При этом страдают основные психические функции -больных.

Развиваются необратимые изменения характера: появляются и нарастают эмоциональная неустойчивость, раздражительность, вспыльчивость, даже агрессивность. Формируется недоверчивость, необщительность, теряется реалистичность установок и, самое главное, зарождается негативизм по отношению к тем людям, которые предлагают им свою -помощь.

Меняется поведение: больные зачастую не открывают двери посетителям, опасаясь подвоха или имущественных претензий. При этом они могут иметь неплохой доход или накопления, родственников, которые в состоянии помочь обустроить быт или взять к себе, но категорически отказываются от помощи по разным причинам. Денежные накопления больные не реализуют и не инвестируют, предпочитая хранить их в укромных уголках, и постоянно озабочены сохранением и приумножением своего имущества; это занятие становится определяющим в их -поведении.

Они не уделяют должного внимания правильному питанию (зачастую мнимая экономия заставляет их питаться очень скромно, вплоть до заплесневелых объедков), что может вести к истощению и даже смерти. Больные не любят вызывать врачей и скупятся приобретать лекарства, поэтому при заболеваниях внутренних органов в остром периоде у них отмечается особенно высокая -смертность.

Пациенты пренебрегают нормами гигиены, не заботятся о своей внешности и жилище, которое приходит в запустение и превращается в пополняющийся склад старых и никому не нужных вещей. Сохраненные и приобретенные вещи скапливаются настолько в больших количествах, что больные не могут свободно перемещаться по жилищу, комфортно принимать пищу (из‑за обилия вещей на столе и кухне приходится есть, держа тарелку на коленях), отправлять естественные надобности, спать (кровать и прилегающее пространство заставлено, на стенах развешаны пакеты с -вещами).

Немаловажно, что при заболеваниях, для которых характерен синдром Диогена, интеллект снижен не так уж и часто. Речь ведь идет о специфическом поведении человека и отсутствии самокритики, а не о слабоумии или -помешательстве.

Вот великолепное описание образа жизни одной из жертв синдрома, сделанное Владимиром Гиляровским в книге «Москва и -москвичи».

«Во втором зале этого трактира… за отдельным столиком целыми днями сидел старик, нечесаный, не бритый, редко умывающийся, чуть не оборванный… К его столику подходят очень приличные, даже богатые, известные Москве люди. Некоторым он предлагает сесть. Некоторые от него уходят радостные, некоторые — очень огорченные. А он сидит и пьет давно остывший чай. А то вынет пачки серий или займов и режет купоны. Это был владелец дома, первогильдейский купец Григорий Николаевич Карташев. Квартира его была рядом с трактиром, в ней он жил одиноко, спал на голой лежанке, положив под голову что‑нибудь из платья. В квартире никогда не натирали полов и не мели. Ночи он проводил в подвалах, около денег, как "скупой рыцарь"… Десятки лет такой образ жизни вел Карташев, не посещая никого, даже свою сестру… Только после смерти Карташева выяснилось, как он жил: в его комнатах, покрытых слоями пыли, в мебели, за обоями, в отдушинах, найдены были пачки серий, кредиток, векселей. Главные же капиталы хранились в огромной печи, к которой было прилажено нечто вроде гильотины: заберется вор — пополам его перерубит. В подвалах стояли железные сундуки, где вместе с огромными суммами денег хранились груды огрызков сэкономленного сахара, стащенные со столов куски хлеба, баранки, веревочки и грязное белье. Найдены были пачки просроченных векселей и купонов, дорогие собольи меха, съеденные молью, и рядом — свертки полуимпериалов более чем на 50 тысяч рублей. В другой пачке — на 150 тысяч кредитных билетов и серий, а всего состояния было более 30 -миллионов».

Откуда берутся Плюшкины или причины синдрома Диогена

На данный момент исследователи выделяют несколько причин развития -синдрома.

Первая — травма головы, операция на головном мозге или энцефалит, токсическая энцефалопатия, в результате чего произошло повреждение нейронов участков, отвечающих за принятие решений. Вторая — гипертрофированная, вследствие возрастных дегенеративных изменений в тех же отделах головного мозга, бережливость или страсть к коллекционированию. В преклонном возрасте, по мере заострения черт характера и снижения критики к происходящему, на фоне общего когнитивного дефицита человек продолжает собирать все нужное на «крайний случай», запрещает вывоз старой мебели из квартиры и так -далее.

Существуют экспериментальные данные, которые подтверждают наличие материального субстрата синдрома. Группой ученых из различных американских университетов под руководством клинического психолога Дэвида Толина в 2012 было установлено, что у пациентов с синдромом патологического накопительства наблюдается аномальная, в сравнении с другими группами испытуемых, активность в двух областях коры: передней части поясной извилины и островке, которые обычно задействованы в процессе принятия -решений.

Невропатолог Стивен В. Андерсон и его коллеги из университета Айовы в 2004 году обследовали 63 человека с повреждением головного мозга вследствие удара, хирургического вмешательства или энцефалита. До заболевания (повлекшего нарушения психических функций) никто из них не имел проблем с бессмысленным коллекционированием, но в конечном итоге девять из них стали заполнять свое жилище всевозможным -мусором.

У всех этих навязчивых коллекционеров наблюдалось повреждение коры лобной доли — участка мозга, ответственного за принятие решения, обработку информации и организацию поведения. Исследователи пришли к выводу, что необходимость собирать всё подряд происходит из глубинной потребности накопления запасов, например, еды. Эта потребность столь древняя и элементарная, что центры, ответственные за нее, находятся в подкорковых участках мозга. А для того чтобы осознать, стоит ли что‑то копить, человеку нужна кора лобных -долей.

Учитывая результаты этих изысканий, можно сделать вывод, что синдром Диогена (Плюшкина) связан как с поражением некоторых зон коры в лобных долях полушарий головного мозга, так и с повреждением более глубоких подкорковых структур. И те и другие — часть системы принятия решений, и, возможно, особенности клинических проявлений синдрома зависят от того, какой именно отдел мозга -пострадал.

Страсть к патологическому накопительству, чаще всего наблюдаемая при синдроме Диогена, называется силлогоманией. Крайний случай, к которому обычно применяется этот термин, — захламление всего жилища самыми разнообразными вещами, по сути — мусором. Признак патологии в собирании и хранении старых вещей — бессистемное хранение и -неиспользование.

Лечение синдрома патологического накопительства

Как же поступать родственникам, друзьям, соседям таких плюшкиных? Ответ достаточно прост — так как синдром Диогена уже описан в медицине и является частью многих заболеваний, больного нужно обследовать и лечить. Пациента, конечно же, следует проконсультировать у психиатра, который назначит амбулаторное лечение или предложит госпитализацию. Однако, как правило, такие пациенты не осознают наличия болезни и совсем не хотят лечиться. Поэтому как родственникам, так и соседям приходится как‑то уживаться с плюшкиными--диогенами.

На начальных этапах близким рекомендуется договариваться с больными, стараться направлять их страсть к «коллекционированию» в мирное русло. Следует периодически помогать с уборкой, чтобы загодя предотвратить полное захламление. Стоит объяснять нашим героям, что в их комнате неудобно ходить, да и присесть негде, тем самым пробуждая «здоровое сознание». Человек должен чувствовать, что он нужен окружающим, любим своими близкими. Чем прочнее он будет интегрирован в общество, тем меньше будет проявляться -заболевание.

Естественно, начинать медикаментозное лечение следует как можно раньше. Хорошо помогают ноотропные и сосудистые препараты с преимущественно успокаивающим действием. Они улучшают память, внимание, умственную активность и работоспособность. Также имеет смысл применять тимонейролептики — «мягкие» препараты с преимущественно противотревожным, регулирующим поведение расслабляющим и антидепрессивным эффектом. Пациенты становятся спокойнее, контактнее, адекватнее в эмоциональном плане; появляется частичная критика к своему состоянию и поведению. Как показывает моя практика работы с такими больными — психотерапия в этих случаях практически бесполезна, поскольку мы имеем дело с поражением вещества головного -мозга.

Если болезнь зашла далеко и никаким образом не получается договориться с пациентом, его жилище становится опасным для окружающих и самого обитателя, а лечиться дома он отказывается, то, конечно, необходимо лечение в психиатрическом стационаре даже без согласия больного. О недобровольной госпитализации в психиатрический стационар можно прочитать в «Законе о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее -оказании».

Заключение

В моей собственной практике пациенты с синдромом Плюшкина (так у нас традиционно именуют это расстройство) встречались десятки раз, но лучше всего запомнился один из первых случаев. Интересен он был еще и тем, что жертвами недуга стали пожилые супруги — муж и жена. Теперь трудно сказать, развивалась ли у них болезнь независимо, синхронно или же один индуцировал другого. Мой коллега, их сосед по дому, описывал, как по утрам старики выбирались из своей забитой вещами квартиры — на поиски новой добычи, которую собирали по всем близлежащим мусорным бакам. Самые ценные (по крайней мере, в их понимании) вещи увязывались в мешок из нескольких простыней; к мешку крепилась веревка. Старики неторопливо шли по городу и по очереди волокли мешок по -асфальту…

История эта имела вполне закономерный финал. Пока супруги просто собирали и копили мусор — мало кто обращал на них внимание, разве что запах из квартиры раздражал соседей. Но в один прекрасный день они решили развести костер прямо на полу гостиной… Так мы и познакомились в психбольнице. Примечательно, что эти пациенты в целом производили достаточно приятное впечатление. Вежливые, приветливые, улыбчивые — они очень переживали друг за друга (поскольку находились в разных отделениях). При этом отнюдь не производили впечатления слабоумных, хотя некоторое снижение интеллекта и памяти имелось. Свою страсть к накопительству они достаточно резонно объясняли трудной жизнью и маленькой пенсией: «Выкинешь что‑нибудь, а оно потом понадобится… Нам так удобнее…».

Насколько я помню, после сравнительно недолгого лечения в больнице они были оформлены в дом престарелых, во избежание дальнейшего замусоривания квартиры и тем паче ее -поджога.

В заключение могу только посоветовать читателям держать свой дом в чистоте и порядке, не обрастать лишним хламом, следить за собой и почаще задумываться: а так ли окружающим людям комфортно с вами, как вам — с -ними?

1. Руководство по психиатрии в 2‑х томах, под редакцией академика РАМН А. С. Тиганова, Москва, «Медицина», 1999.

2. Детская психиатрия. Учебник под редакцией Э. Г. Эйдемиллера, СПб, 2005.

3. Психиатрия. Учебник для студентов, М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко, И. И. Сергеев, Москва, «МЕДпресс-информ», 2006.

4. В. М. Блейхер, И. В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

5. D. Macmillan, P. Shaw Senile breakdown in standards of personal and environmental cleanliness. BMJ, 1966.

6. A. N. G. Clark, G. D. Mannikar, I. Gray Diogenes syndrome: a clinical study of gross self-neglectin old age. Lancet, 1975.

7. M. Orrell, B. Sahakian «Dementia of frontal type». Psychol Med, 1991.

Можно ли исправить жадного или скупого человека? Не обольщайтесть! Это неизлечимая болезнь.

Если вы заметили в человеке скупость - приготовьтесь к тому, что вам тяжело с ним придётся. Очень тяжело. Алчность - когда ненасытен человек, когда ему все мало, надо все больше и больше. А скупость - когда ему жаль потратить лишнюю копейку на себя и на самых близких людей. Я специально не пишу «дорогих»; для скупого человека близкие не так дороги, как деньги.

Пожалейте скупого и жадного. Это их болезнь

На самом деле, жадный и скупой человек испытывает страх и тревогу . Но не понимает этого до конца. Любая трата усиливает страх, усугубляет тревогу; активизируются именно те участки мозга, которые отвечают за эти чувства. Попробуйте жить в вечном страхе - это ужасная жизнь. А деньги - это вроде успокоительного, это лекарство от тревоги. И скупой человек копит деньги, экономит их; это его анальгетик и защита от страха. Когда скупой обделяет близких, жалеет им дать денег или то, что на деньги куплено, он борется со страхом. Испытывает невыносимую тревогу. Ему действительно плохо!

Скупой болен скупостью. Это болезнь. Великий Микеланджело зарабатывал огромные деньги и прятал их в сундук. Прятал, во всем себе отказывая. У него в доме почти не было мебели, только этот сундук. Гроб для денег. При этом Микеланджело постоянно жаловался на невыносимую бедность. Он не врал. Он жил как бедняк. Он же не тратил деньги из сундука и прозябал в бедности. Он был болен жадностью.

И великий Шекспир был таким скупым, что возникли сомнения - а он ли написал свои прекрасные произведения? Это когда прочитали его мелочное завещание, в котором он распределял даже жалкую утварь. Она казалась ему важной! При жизни он давал деньги в долг под проценты и желал собирать налоги с граждан, получал на это официальное разрешение.

Так что жадностью страдали даже великие и умные люди. В точности как с болезнью дело обстоит: никто не застрахован от болезни.

Поэтому бесполезно скупого человека переделывать . Он не может вести себя иначе. Вы купили туалетную бумагу чуть дороже обычного - он закатит скандал. Пересчитает яблоки в холодильнике или сливы, как в рассказе Толстого. Он потребует отчета о каждой потраченной копейке и будет постоянно жаловаться на дороговизну. Поход в кафе или покупка необходимых вещей превратятся в пытку. Это больной человек. Ему физически больно тратить деньги.

Если заметили симптомы скупости у человека - не надо его обвинять. Это бесполезно. Как больного эпилепсией обвинять в припадках. Но серьезно подумайте о том, как вы будете общаться. Болезнь жадности прогрессирует, характер портится, - это неизлечимая болезнь. Мозг не переделать.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Каждый раз, когда скупой тратит деньги, ему страшно и больно. А когда получает деньги - ему хорошо! Но тратить их он не может и не хочет. И складывает их в сундук, жалуясь на бедность. Или в подобие сундука - скажем, он строит дом. Или якобы копит на что-то…

Обижаться на такого человека нет смысла. И перевоспитать его не удастся. Даже огромные деньги не вылечат его от этой болезни. И в один прекрасный день он пожалеет денег вам на лекарство. Или на спасение. Отдать деньги для него - как палец себе откусить. Вот попробуйте. Больно? Вот и скупым больно.

Психическое заболевание жадность

Особенности психики старого человека

В старческом возрасте психическое состояние и умственные способности человека могут быть отягощены множеством соматических заболеваний, например анемией, сахарным диабетом, сердечной недостаточностью. Престарелые люди утрачивают чувствительность к боли, плохо дифференцируют свои ощущения, поэтому внезапное и необъяснимое заметное изменение поведения престарелого человека может оказаться первым сигналом развития какой-либо внутренней патологии. На особенности психики влияют и изменения условий существования большинства старых людей, а также привычек, приобретенных ими на протяжении жизни. В старческом возрасте люди часто остаются в одиночестве и не могут или не хотят найти свое место в мире.

Вместе с тем, психические расстройства и снижение интеллекта в старческом возрасте не всегда являются постоянным и только прогрессирующим явлением. Это могут быть ночные эпизоды дезориентации и беспокойства (сумеречное состояние), ухудшение состояния психики и памяти, связанное с утяжелением соматических заболеваний или не совсем правильным лечением, снижением индивидуальной переносимости лекарств и т. д.

Ухудшение ориентации может и не быть связано с психической функцией, а обусловлено нарушением восприятия цвета, снижением слуха и остроты зрения.

Для старого человека, не имеющего психических отклонений, по мере увеличения возраста характерными являются:

    снижение памяти, преимущественно кратковременной — вечный поиск очков, носков и других предметов, пропущенный прием лекарств, невозможность запомнить только что услышанную информацию и др.; снижение способности приходить к какому-либо решению — уменьшается число интересов, любимых развлечений, блюд, ограничивается гардероб и желание переодеваться; замедление психических процессов — ухудшение реакции на какой-либо сигнал, например, автомобильный гудок, неприятный запах, снижение памяти, заторможенность в восприятии информации, снижение способности к обучению; рассеянность, снижение эмоционального восприятия — то, что может со стороны показаться равнодушием, уходом от окружающих, усиление тревожности, необъяснимого беспокойства, снижение количества радостных эмоций; снижение восприимчивости различными органами чувств — ухудшение цветового, слухового, зрительного и вкусового восприятия; усиление характерологических черт личности, чаще всего негативного плана; у многих проявляются хулиганствующие черты, сочетание жестоких идей с сентиментальным восприятием различных сцен или фильмов, склонность к жадности, неприятие родственных отношений, обидчивость; небрежность во внешности и гигиене, отмечается уменьшение потребности в привычных ранее вещах.

В целом, основные задачи ухаживающего персонала или родственников заключаются в:

    принятии мер по сохранению информации — различные памятные записки, кармашки и цепочки для мелких вещей и т. д.; пробуждении положительных эмоций (цветы, закат солнца, пение птиц, запахи, воспоминания и т. д.); сохранении движений в любой форме (прогулки, ходьба, уборка, танцы); общении.

Депрессия — состояние угнетенного настроения, безразличия к себе, окружающему миру и событиям. Лица с депрессивным синдромом становятся безынициативными, беспомощными. Но они не просят о помощи, так как не испытывают каких-нибудь надежд на изменение своей жизни. Чаще на состояние депрессии обращают внимание родственники. Следы глубокой печали при внешнем безразличии к собственным проблемам и жизни окружающих людей, внешняя неподвижность мысли в сочетании с длительным нахождением в одной и той же позе являются довольно выраженными признаками заболевания. Эти больные склонны обвинять себя во всех несчастьях, происшедших в их жизни, ощущать свою ненужность на земле. Так как в состоянии депрессии больных могут посещать суицидальные мысли, необходимо ограничить возможность контактов пациентов с острыми предметами, лекарственными средствами, снять задвижки в комнатах, в том числе в ванной.

Несмотря на внешнюю отрешенность, такие больные все же подвержены стимулирующему влиянию окружающей среды, и это необходимо использовать при уходе за ними. Однако делать это нужно тонко и не проявлять излишней эмоциональности, возбужденности, неумеренных чувств. Нельзя вовлекать больного в ситуации, требующие сильных ощущений. Нужно просто быть рядом, говорить спокойным голосом, использовать улыбку, смотреть в глаза, избегать резких движений и быть при этом достаточно настойчивым в достижении цели (накормить больного, повести на прогулку и т. д.), не обременять необходимостью принятия решений, ограничить обучение чему-либо.

Деменция — старческое слабоумие, развивается исподволь, медленно и в ряде случаев становится непосредственной причиной смерти больных.

Именно прогрессирующий характер деменции определяет существенные трудности реабилитации таких больных. Сложность реабилитации на поздних этапах связана с полным отсутствием способности больных к обучению, восприятию какой-либо информации при том, что такие больные длительное время обладают излишней речевой активностью, надоедливы в общении и излишне, неадекватно обстановке, эмоциональны.

Дальнейшее развитие заболевания приводит с годами ко все большей потере памяти, интеллекта, затем речевым расстройствам и другим грубым нарушениям психики. Появляется неадекватность поведения, бестолковость. Так, больной по несколько раз в день может ходить за одними и теми же покупками, набирать по несколько батонов хлеба — «на всякий случай», проверять по несколько раз, взял ли он с собой ключи и при этом не запирать дверь, «потому что у меня нечего воровать» и т. д.

В дальнейшем утрачивается долговременная память — больные не помнят своего адреса, не могут сориентироваться на местности и во времени, дают о себе и родственниках противоречивые сведения. Затем возникает полная дезорганизованность в действиях, невозможность выполнять простейшие действия в доме, нарушения гигиены и физиологических отправлений. Движения становятся бесцельными, суетливыми и хаотичными; речь состоит из бессвязных, бесконечно повторяемых фраз, бессмысленных слов или их обрывков. Многие больные испытывают тягу к огню, но возникновение пожара вызывает у них не только испуг, но и паралич действий, что может послужить причиной их смерти.

На каком-то этапе еще возможно направить действия больного по подсказке (последовательность умывания, уборки постели, одевания, приема пищи). Трудность ухода состоит в постоянном наблюдении за больным, ограничении и устранении опасных для его жизни ситуаций, недопустимости острых психотических состояний (приступы злобы и агрессии) путем коррекции поведения окружающих лиц. Отвлечение — один из приемов предупреждения приступов агрессии больного.

В дальнейшем меняются также физические способности — походка и другие движения становятся несовершенными и незаконченными. Так, человек перестает наступать на ступню и передвигается способом, близким к ходьбе «на цыпочках», на стул садится боком и не полностью, движения становятся бессмысленными и повторяемыми. Но со временем набор и этих движений становится все более скудным, больные утрачивают подвижность, сидя часами в одной и той же позе, часто очень неудобной. Развиваются контрактуры мышц от бездействия. Терминальное состояние застает больных в эмбриональной позе.

По мере исчезновения психических и физических возможностей самообслуживания больного сестра вынуждена брать на себя весь груз по обеспечению повседневного ухода за ним.

Поделиться