Учимся правильно делать намаз. Учимся правильно читать намаз Что надо сказать когда делаешь намаз

Начинать день с поклонения Всевышнему Аллаху - это обязанность для мусульман. Читая пять раз в течение суток обязательную молитву, последователи Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) постоянно держат себя в тонусе, заряжаются положительной энергией и созидательным настроем, чтобы делать мир вокруг себя лучше.

Порядок выполнения молитвы сабах

Молитва-фаджр очень проста по своей структуре. Она включает два ракагата (ракаата) суннат и столько же - фарда. В целом их исполнение практически идентично, за исключением нескольких моментов, о которых будет упомянуто ниже. Здесь же мы опишем то, как необходимо читать утреннюю молитву на примере двух ракагатов фарда. Следуйте этой инструкции, а также посмотрите видео.

Обращаем внимание, что положения тела молящегося, описанные далее по тексту, относятся к мужчинам. Для женского пола они слегка .

2 ракагата фарда утренней молитвы

Ракагат №1

Намерение (ният). Всё начинается с намерения и по нему будет оцениваться - именно таков посыл одного из самых известных высказываний Пророка Мухаммада (с.г.в.) (см. сборники Аль-Бухари и Муслима). Не является исключением и намаз. Для выполнения этого элемента молитвы не надо зазубривать какие-то специальные молитвенные формулы. Достаточно лишь подумать о том, что сейчас пришло время для фаджр-намаза, и верующий готов к нему. Также можно про себя сформулировать фразу о намерении помолиться (на любом языке). По-русски она может звучать примерно так: «О, Господин! Я намереваюсь прочитать два ракагата фарда молитвы сабах».

После проговаривания намерения, вставший по направлению к кыйбле верующий громко произносит такбир-тахрим (слова «Аллаху Акбар» ), поднимает кисти рук на уровень головы (тыльной стороной ладоней назад). Большие пальцы в этот момент прикасаются к мочкам уха (если молящийся - представитель ханафитского или маликитского мазхаба) либо нет (у шафиитов и ханбалитов). Именно с этой точки отсчёта человек полноценно приступает к утреннему намазу - ему нельзя отвлекаться, говорить посторонние слова, разглядывать всё вокруг. Во время поклонения следует стоять тихо, смирно, направив взгляд в то место, куда будет совершаться земной поклон.

Дуа-сана. Верующий складывает руки на животе так, что правая ладонь обхватывает левое запястье крайними пальцами кисти. Ханафиты располагают сложенные таким образом руки ниже пупка, шафииты - выше, а ханбалиты вольны решать, как им удобнее. Маликиты же и вовсе свободно опускают руки вниз.

Заняв описанную позицию (оно называется кыямом ), необходимо прочитать дуа-сана. Есть определённые различия в её формулировке у шафиитов и представителей других направлений богословско-правовой мысли суннитского ислама. Приведём обе версии.

Шафииты читают следующий текст:

«Уаджахту уаджхийа лиллязии фатарас-самауаати уал-ард, ханиифям муслима, уа маа ана минал-мушрикиин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъйая уа мамати лилЛяхи Раббиль-‘алямиин, ля шарикя лях, уа би зяликя умирту уа ана минал-муслимиин»

Перевод: «Направляю своё лицо к Тому, Кто создал небеса и землю. Я не из числа многобожников, которые поклоняются кому-то ещё, ведь, поистине, мои вера и действия на её основе, жизнь и смерть - всё это у Аллаха, Который один и не имеет никаких сотоварищей. Это то, что я обязан делать, я, поистине, верующий мусульманин».

В остальных мазхабах читается другой - более короткий - текст:

«Субханяка Аллахуммя уа бихамдикя, уа табаракасмукя, уа та’аля джаддукя, уа ля Иляха гайрук»

Перевод: «Хвала Тебе, Всевышний Творец! Твоё имя - величайшее, ничто с ним не сравнится. Никто не достоин быть равным Тебе. Никто не достоин того, чтобы поклоняться ему, кроме Тебя».

Коранические суры и аяты в кыяме. После мольбы-сана необходимо произнести та’аууз и бисмилля: «А’узу билЛяхи минашшайтанир-ражим, бисмилЛяхир-Рахмянир-Рахим» («Обращаюсь к Всевышнему Аллаху от козней сатаны, который должен быть побит камнями. Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного») и громко прочитать первую суру Корана «Аль-Фатиха». Вслед за ней идёт дополнительная сура (обычно короткая, например, ) или, как минимум, 3 аята из любой иной суры (если она длинная).

Руку’ (поясной поклон). Прочитав священные аяты из Книги Аллаха и сказав такбир («Аллаху Акбар»), уходим в поясной поклон. Для этого опираемся центром ладоней в коленные чашечки, спина прогибается так, чтобы быть максимально параллельной полу. Взгляд устремлён на стопы. То есть если смотреть на молящегося со стороны, то его положение будет похоже на букву «Г». В поясном поклоне верующий три раза говорит формулу: «Субханя Раббиал-‘Азым» («Пречистый [от всего плохого, негативного] наш Господин»). Далее он говорит формулу «Сами’Аллаху лимян Хямидэ» («Всевышнему Аллаху известно всё, все прославления, [которые поступают Ему]»). Сказав это, молящийся выходит из поясного поклона и занимает вертикальную позицию (здесь руки опущены по швам), после чего говорит единожды фразу «Раббаня, ЛяКал-хямдэ» («О Господин миров! Тебе направлены все эти восхваления»).

Саджда (земной поклон или суджуд). Провозгласив такбир («Аллаху Акбар»), начинаем совершать земной поклон, опустив на поверхность пола сперва колени, и далее - руки и голову. Лоб и нос притрагиваются к полу, глаза остаются открытыми. Кисти рук располагаются на уровне головы так, что локти приподняты над полом. У шафиитов ладони находятся на линии плеч, локти так же оторваны от пола. Ханбалиты опускаются на земной поклон по-другому: в начале пола касаются руки, и только после них - колени.

Опустив голову на пол, молящийся троекратно проговаривает про себя: «Субханя Рабби аль-А’ля» («Пречистый [от любого негатива] Мой Великий Господь»). После этого молящийся произносит такбир и на несколько секунд выходит из саджды, усаживаясь на левую ногу и держа правую в так называемом половинчатом положении - на неё не падает вес тела, она немного убрана вбок, при этом пальцы стоп обращены в направлении кыйблы. Кисти рук лежат на коленях. Далее верующий, сказав такбир, снова уходит в состояние земного поклона, где проговаривает ту же фразу «Субханя Рабби аль-А’ля» .

Возвращение из суджуда знаменует такбир и занятие вертикального положения кыям. Приступаем к следующему ракагату фардовой части фаджр-намаза.

Ракагат №2

Здесь в кыяме верующий уже не читает дуа-сана, а сразу переходит к суре «Фатиха», вслед за которой идёт дополнительная (например, ). Далее всё аналогично предыдущему ракагату - руку’ и саджда.

Различия начинаются в момент окончания суджуда. Во 2-м ракагате после земного поклона человек усаживается в то же самое положение, как посреди обоих земных поклонов. Оно называется ку’уд (с арабского буквально - «сидение»). В данном положении про себя произносится дуа-ташаххуд :

«Ат-тахияту лилЛяхи уас-саляуату уат-тайибят. Ассаляму ‘аляйка, айюханнабийу, уа рахматулЛахи уабяракятуху. Ассаляму ‘аляйня уа ‘аля ‘ыйбадилляхи-с-салихиин. Ашхаду ал-ля-иляха илля-Ллаху, уа ашхаду ан-на Мухаммадан габдуху уа Расулюх»

Перевод: «Наши приветствия, молитвы, мольбы и восхваления Тебе, Всевышний. Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Всевышнего Аллаха, Господа миров, и Его благословения. Свидетельствую, что нет никого, кто мог бы быть достойным поклонения, кроме Всевышнего Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник».

Часто дуа-ташшахуд сопровождается специальной жестикуляцией. В момент произнесения «Ашхаду ал-ля-иляяха илля-Ллаху» приподнимается указательный палец правой руки - до тех пор, пока не начнётся вторая часть свидетельства «уа ашхаду ан-на…».

Затем идёт ещё одна мольба - дуа-салават :

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммад. Кяма салайта ‘аля Ибрахима уа ‘аля Али Ибрахима. Инняка хамиидун маджидъ. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммад. Кяма барактя ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, инняка хамиидун маджидъ»

Перевод: «О, Всевышний Аллах! Благослови Мухаммада и его семью так, как Ты благословил Ибрахима и его род. Воистину, Ты Достоин похвалы. О, Всевышний Творец! Пошли благословения Мухаммаду и его семье так, как Ты благословил Ибрахима и его семейство. Воистину, Ты Достоен славы и восхваления».

За салаватом идёт часть аята из суры «Аль-Бакара»:

«Раббаня-аттииня фид-дунья хасанатяу-уа фил ахирати хасанатау уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод: «О, наш Великий Господин! Подари же нам в этом мире мире и мире Вечном добро. Обеспечь нас защитой от Ада и его мучений».

Молящийся читает это про себя, равно как и ташаххуд с салаватом.

Таслим (приветствие). Наконец, подходит время приветствия, когда читающий намаз поворачивает голову сначала вправо, а потом - влево, направляя взгляд на свои плечи. При каждом повороте следует сказать вслух слова: «Ас-саляму галяйкум уа рахматуЛлаа». («Приветствие вам и милость Аллаха»). Под «вами» здесь подразумеваются другие верующие, которые молятся рядом, ангелы, записывающие наши деяния, и джины-мусульмане.

Потом молящийся три раза говорит «Астагфируллахи» («Прости меня, Всевышний Аллах») и проговаривает вслух дуа приветствия :

«Аллахумма, Антас-саляму уаминКяс-салям. Табаракта я зал-джаляли валь-икрам»

Перевод: «О Всемогущий Аллах! Ты есть мир, и Ты - это источник мира. Даруй же нам Своё благословение».

Вознося это завершающее дуа, надлежит держать кисти рук напротив груди. Завершив её, произносится «аминь», и верующий протирает ладонями лицо. На этом два ракагата фардовой части молитвы сабах завершаются.

Суннат в 2 ракагата

Как уже было сказано выше, суннат в намазе фаджр практически не отличается от обязательной части молитвы. Необходимо лишь помнить, что такбиры, коранические суры и прочие элементы, которые в фарде произносятся громко, во время ракагатов суннат проговариваются не вслух. Кроме того, надо напомнить, что 2 ракагата суннат в молитве сабах предшествуют фарду.

Дуа-кунут в рамках фаджр-намаза

Это, пожалуй, один из немногих дискуссионных моментов, которые касаются данной молитвы. Правда, уровень накала в обсуждениях между разными богословско-правовыми школами сравнительно низкий. В частности, шафииты уверены, что дуа-кунут - это сунна, так как его чтение практиковалось Пророком (с.г.в.). Основание для такого утверждения - хадис в сборнике аль-Хакима, где повествуется, как в фардовой части утренней молитвы Милость миров Мухаммад (с.г.в.) после выхода из руку во 2-м ракагате, приподняв кисти рук на уровень груди, читал такое дуа:

«Аллахуммя, ихдиня(а) фимя(а)н хядяйтя вя гяфиня(а) фимя(а)н ‘афяйтя. Вя тявялляня фиимян тявялляйтя. Вя бя(а)рик ляня(а) фиимя(а) а’тяйкя. Вя кыня(а) шярра мя(а) кадайтя. Фииннякя такъдии вя ля(а) юкъда ‘аляйкя. Вя инняху ля я’иззу мян ‘адяйтя. Тябя(а)рактя Раббяня(а) вя тягя(а)ляйтя. Фялякяль-хямду ‘аля(а) мя(а) кадайтя. Нястягъфирукя вя нятуубу иляйкя. Вя салли-лЛахуммя гяля(а) саййидиня(а) Мухяммядин, ан-Нябийи-л-уммийи вя гяля(а) аалихи вя сахибихи вя сяллим»

Перевод: «О, Великий Господин! Сделай нас такими же, какими ты сделал тех, кто находится, по Твоему изволению, на прямом пути - направь нас по этому пути! Просим Тебя обезопасить нас от невзгод, подобно тем, кто был избавлен от этого Тобой! Даруй нам благословение на то, что определено Тобой нам. Защити нас от зла! Именно Ты всем властвуешь, и Твоё решение всё меняет. Никто, кто получил Твою поддержку, не может быть ущемлённым. Никто не способен достичь силы и могущества, кто лишён Твоей милости. Твои блага велики, Ты чист от всего негативного, что Тебе могут приписать по незнанию либо неверию. Прости нас, Всевышний. И просим благословения за нашего пророка Мухаммада и его род, а также его сахабов».

Ханафиты и другие сунниты считают хадис из сборника аль-Хакима слабым. Кроме того, существует мнение, согласно которому Посланник Всевышнего (с.г.в.) читал дуа-кунут в молитве фаджр лишь один месяц, но после него отказался от этой практики.

Если вы придерживаетесь шафиитского мазхаба и собираетесь произнести дуа-кунут в намазе сабах, то вам необходимо придерживаться такого распорядка:

Выйдя из поясного поклона и сказав «Раббаня, ЛяКал-хямдэ» , держите свои руки на уровне груди, направляя ладони к небу, и прочтите вышеприведённый текст дуа-кунут. Далее уходите в суджуд и завершите намаз, как описано выше.

Для того, чтобы начинающей мусульманке начать читать намаз, достаточно выучить как правильно выполнять фард утреннего намаза в два ракаата. Все остальные молитвы практически не отличаются друг от друга, меняется лишь намерение и количество ракаатов (циклов). В этой статье приводится пошаговая инструкция для женщин с фото и видео.

Перед обязательным утренним намазом желательно прочитать два ракаата сунны. Фаджр намаз в Москве как и в других городах начинается в момент появления рассвета и заканчивается, когда на горизонте начинает появляться диск солнца. Для того, чтобы утренняя молитва была принята необходимо прочитать её в предписанное время.

Первый ракаат утреннего намаза для женщины

Перед началом молитвы обязательно возьмите намерение в сердце.

Намерение (Ният)

Мысленно намерение можно выразить так:

«Я намереваюсь совершить фард утреннего намаза»

Такбир

Повернувшись в направлении киблы, мусульманка поднимает ладони до уровня плеч и произносит первый такбир:

«Аллаху Акбар!»

Стояние (кыям)

После такбира женщине следует сложить руки на груди: нужно просто положить ладонь правой руки поверх пальцев левой руки. Складывать руки на уровне пупка, как мужчинам, не нужно.

В этом положении сначала читается вступительное дуа «сана» («Субханака»). Затем следует произнести формулу испрашивания защиты от шайтана. Затем читается басмала.

Вступительное дуа сана:

Cубханакаллахумма уа бихамдик,
уа табарака смук,
уа та’аля джаддук,
уа ля иляха гойрук.

Слова истиазы:

Аʼузу биЛляхи минаш-шайтанир-раджим.

Басмала:

Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим.

Чтение (кыраат)

Затем читается сура Аль-Фатиха. По окончании следует произнести «Амин» («Амин» произносится, по крайней мере так, чтобы слышать себя).

Сура «Аль-Фатиха»

Транскрипция:

  • Аль-хамду лилляхи роббиль-ʼалямин
  • Aр-Рахманир-Рахим
  • Mалики яумид-дин
  • Ийяка наʼбуду уа ийяка наста’ин
  • Ихдинас-сыратоль-мустакым
  • Сыратоль-лязина анʼамта ʼалейхим
  • Гойриль магдуби ʼалейхим уа ляд-дооооллин

Сура «аль-Каусар»

Транскрипция:

  • Инна а’тойнакаль-каусар
  • Фасолли ли роббика уанхар
  • Инна шаниака хуаль-абтар
  • Следующее действие

Поясной поклон (руку)

По окончанию чтения дополнительной суры мусульманка произносит такбир: «Аллаху Акбар», и совершает поясной поклон – руку.

Находясь в руку, желательно три раза тихо произнести восхваление Аллаха:

«Субхана роббияль-ʼазым».

Выпрямление

Во время выпрямления из поясного поклона, произнесите:

«Самиʼаллаху лиман хамидах»

После выпрямления, следует произнести:

«Роббана (уа) лякаль-хамд».

Земной поклон (саджда)

Мусульманка произносит такбир: «Аллаху Акбар» и опускается в земной поклон.

В данном положении желательно три раза тихо произнести слова восхваления Аллаха:

«Субхана роббияль-аʼля».

Сидение

После первого саджда сядьте на левое бедро, сложив обе ноги справа и разместив левую ногу на голени правой, произнося: «Аллаху Акбар».

Оставайтесь в таком положении столько времени, чтобы можно было хотя бы один раз произнести: «СубханаЛлах». Можно произнести:

«Робби гфир ли, робби гфир ли».

Второй земной поклон (саджда)

Затем мусульманка снова произносит такбир «Аллаху Акбар» и совершает второй земной поклон (суджуд). Он выполняется точно так же, как первый. В этом положении также желательно три раза повторить слова:

Субхана роббияль-аʼля

После второго земного поклона женщина возвращается в вертикальное положение со словами «Аллаху Акбар» и на этом первый ракаат утреннего намаза для женщины завершен.

Второй ракаат утреннего намаза для женщины

После того, как мусульманка встала начинается второй ракаат.

Стояние (кыям), 2 ракаат

Вернувшись в положение кыяма, следует прочитать:

Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим

Чтение (кыраат), 2 ракаат

Сура «Аль-Ихлас»

Транскрипция:

  • Куль хуаллаху ахад
  • Аллаху-с-сомад
  • Лям ялид ва лям юляд
  • Ва лям якуль-ляху куфуан ахад.

Поясной поклон (руку), 2 ракаат

Завершив чтение второй суры, мусульманка произносит такбир: «Аллаху Акбар», и совершает поясной поклон (руку). В положении руку она три раза произносит слова:

Субхана роббияль-`азым.

Выпрямление, 2 ракаат

Во время выпрямления из положения «руку», женщина произносит:

«Самиʼаллаху лиман хамидах»

Затем полностью выпрямившись, произносит слова:

«Роббана (уа) лякаль-хамд».

Земной поклон (саджда), 2 ракаат

Затем женщина опускается в земной поклон (саджда). В этом положении она три раза произносит:

Субхана роббияль-а`ля

Сидение, 2 ракаат

После саджда мусульманка садится и находится в таком положении некоторое время. Рекомендуется (желательно) сказать:

Робби гфир ли

Второй земной поклон (саджда), 2 ракаат

После этого необходимо совершить второй земной поклон и желательно три раза произнести слова:

Субхана роббияль-а`ля

Ташаххуд, Аттахият, 2 ракаат

Слово «Ташаххуд» в переводе с арабского означает «Свидетельство», слово Ат-Тахият в переводе с арабского означает «Приветствие». Аттахият – молитва, произносимая во время намаза после второго суджуда во втором и последнем ракаатах. Аттахият читается в сидячем положении (када). В утренней молитве дуа аттахият читается один раз. Текст Аттахията в разных мазхабах отличается, но все тексты взяты из хадисов.

После совершения второго саджда, женщина садится на бедра таким же образом, как в промежутке между двумя земными поклонами и читает ташаххуд. После чтения ташахуда мусульманка читает салават. Затем желательно совершить дуа на арабском языке, не поднимая рук.

Во время чтения Аттахията, на словах «Ашхаду алля иляха» мусульманка также может поднять указательный палец правой руки, направив его в сторону Киблы, а на словах «илляЛлах», опустить палец.

Транскрипция Аттахията:

  • Ат-тахийяту лилляхи уас-соляуату уат-тоййибат
  • Ассаляму ʼаляйка айюхан-набийю уа рахматуллахи уа баракатух
  • Ас-саляму ʼаляйна уа ʼаля ʼибадилляхис-солихин
  • Ашхаду алля иляха илляллаху уа ашхаду анна Мухаммадан абдуху уа расулюх

Транскрипция Салавата:

Аллахумма солли ʼаля Мухаммад, уа ʼаля али Мухаммад
кама солляйта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим
иннака хамидум-маджид
Аллахумма барик ʼаля Мухаммад уа ʼаля али Мухаммад
кама баракта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим
иннака хамидум-маджид.

Транскрипция дуа «Раббана»:

  • Роббана атина фид-дунья хасанатан,
  • уа филь-ахирати хасанатан,
  • уа кына ʼазабан-нар

Перевод смысла дуа Раббана:

«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне. О, наш Господь! Прими наши покаяния и даруй прощение в Судный день мне, моим родителям и всем правоверным!»

Салям (таслим), 2 ракаат

После чтения салавата и дуа женщина поворачивает голову направо и произносит салям (или таслим):

«Ассаляму алейкум уа рахматуллах!»

Затем, поворачивая голову налево, второй раз произносит слова саляма:

Ассаляму алейкум уа рахматуллах!

Произнеся второй салям, мусульманка выходит из состояния молитвы.

Дуа Истигфар после завершения намаза

Рекомендуемые действия после намаза. По окончании намаза желательно приподнять обе руки на уровень груди. Пусть между ними остается небольшое пространство. Не держите руки слишком близко друг к другу и не держите их слишком далеко. Внутренняя сторона ладоней должна быть обращена к лицу. Подняв таким образом руки, желательно произнести дуа-истигфар.

Транскрипция дуа Истигфар:

  • Астагфируллах! Астагфируллах! Астагфируллах!
  • Аллахумма антас-салям уа минкас-салям табаракта
  • я заль-джаляли уаль-икрам

Как делать намаз женщине по фото

На фото изображены положения женщины в намазе

Фото пошаговой инструкции

Видео: как читать намаз начинающей женщине

Смотрите видео обучение намазу с транскрипцией.

Когда намаз в Москве и в других городах?

На страницах сайта Moynamaz.ru отображается достоверная информация о времени начала и окончании всех обязательных молитв для мусульман России.

Для того, чтобы определить точное время намаза в Москве или в других городах России используйте сервис Moynamaz.ru

На сайте «Мой Намаз» вы найдете расписание намазов на сегодня, завтра и на месяц текущего года. На этом сайте много полезных статей про Ислам, лечение по сунне, обучению правильному произношению с таджвидом, есть рубрика с видео и транскрипциями текста сур Корана на русском языке, ин ща Аллах.

Дорогие сестра, если информация была полезной для вас, пожалуйста, будьте добры, поделитесь ссылкой на своей странице в любой из ниже перечисленных соцсетей!

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и духа.

В Священной Книге ислама и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) имеется множество упоминаний того, какую важность представляет намаз для верующих. Так, в суре «Паук» наш Создатель фактически повелевает совершать намаз:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)

Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.

Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время (расписание намазов для российских городов представлено ) , наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.

Опишем пошаговое совершение молитвы на конкретном примере с видео.

Порядок чтения намаза

(на примере утреннего)

Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим - «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.

Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:

«CубханакАллахумма уа бихамдика, уа табаракасмука, уа тааля джаддука, уа ля иляха гайрук»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:

«Уаджяхту уаджхия лил-лязии фатарас-самауаати уаль-ард, ханиифам-муслима, уа ма ана мин аль-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъяйя, уа мамати лил-ляхи раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би заликя умирту уа ана миналь-муслимин»

Перевод: «Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».

Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки - ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.

Ракаат №1.

Стояние - кыям

Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола») , басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:

«Иннаа агътайнаа кяль-кяусар. Фас̣алли ли-раббикя уа-анх̣ар. Иннаа шаа ниякя хуваль-абэтар» (108:1-3)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».

Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).

Поясной поклон - руку’

Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.

Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.

Земной поклон - суджуд

Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) - земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (с.г.в.), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее - кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.

Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза - человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего») . Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее - руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.

Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.

Ракаат №2

В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Для примера возьмём суру «Ихлас»:

«Куль ху Аллаху ах̮адэ. Аллааху с̣амадэ. Лям ялидэ уа лям юлядэ. Уа лям я куль ляху куфуан ах̣адэ» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

Ташаххуд

Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие - после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении - кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:

«Ат-тахияту лиЛляхи уас-салауату уат-тайибат. Ас-саляму галяйкя, айухан-набийу, уа рахматуЛлахи уа баракятух. Ас-саляму аляйна уа аля гыйбадиЛляхис-салихин. Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх»

Перевод: «Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник».

Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху») . На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.

Салават

Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат - в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), состоящая из двух похожих друг на друга частей:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджиид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа баракта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджид»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы, Славный!»

По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:

«Раббаня аттина фид-дунья хасанатан уа фил ахирати хасанатан, уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Салям

Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.

На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:

«Аллахумма антяс-саляму уа минкяс-саляям, табарактя я-заль-джаляяли уаль-икрам»

Перевод: «О Аллах, Ты - мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».

Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.

Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.

Важные особенности

Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.

Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й - как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.

Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.

Количество ракаатов, названия и всех пяти намазов

Утренняя молитва (фаджр) - два ракаата суннат и два фарда.

Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.

Полуденный намаз (зухр, ойля) - четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.

Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.

Предвечерний намаз (аср, икенде) - четыре ракаата фарда.

Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 - на аср-намаз.

Вечерний намаз (магриб, ахшам) - три ракаата фарда и два суннат.

Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.

Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.

Ночной намаз (иша, ясту) - 4 ракаата фарда и два суннат.

Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.

Время, когда запрещается читать намаз

В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) запретил читать молитву (салят):

1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;

2) когда небесное светило оказывается в зените;

3) когда происходит солнечный закат.

(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).

Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:

1. Четыре ракаата перед , то есть перед фардовой частью намаза.

2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.

3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.

4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.

Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!

Начинается от момента появления рассвета и длится до начала восхода солнца. Утренний намаз состоит из четырёх ракаатов, два из которых - сунна и два - фард. Сначала исполняется 2 ракаата сунна, потом 2 ракаата - фард.

Сунна утреннего намаза

Первый ракаат

"Намереваюсь ради Аллаха совершить 2 ракаата сунны утреннего (Фаджр или Субх) намаза" . (рис. 1)
Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек ушей (женщины поднимают руки на уровне груди) и произнесите "Аллаху акбар"
, затем и (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-"азыйм" "Самигаллаху-лимян-хамидах" после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)После говорите "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" "Аллаху акбар"

И снова словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда на второй ракаат. (рис. 6)

Второй ракаат

Говорите "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне говорите: "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)После говорите "Аллаху акбар" , исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)

И снова словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После произносите "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение и читаете дуга Аттахият "Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх" . Затем читаете Салават "Аллахума салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад,кяма салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид. Аллахума, барик аля Мухаммядин ва аля али Мухаммяд, кяма баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид" Затем читаете ду"а Раббана. (рис. 5)

Произнесите приветствие: с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого. (рис. 7)

На этом намаз завершен.

Затем читаем два рака‘ата фарда. Фард утреннего намаза. В принципе фард и сунна намаз друг от друга ни чем не отличается, меняется только намерение что совершаете фард намаз и для мужчин а так же тем кто стал имамов в намазе нужно читать в слух суры и такбиры "Аллаху акбар" .

Фард утреннего намаза

Фард утреннего намаза в принципе ни чем не отличается от сунны намаза, меняется только намерение, что совершаете фард намаз и для мужчин а так же тех кто стал имамом в намазе нужно читать суру аль-Фатиха и короткую суру, такбиры "Аллаху акбар" , некоторые зикры вслух.

Первый ракаат

Стоя, делаете намерение (ният) совершить намаз:"Намереваюсь ради Аллаха совершить 2 ракаата утреннего (Фаджр или Субх) фард намаз" . (рис. 1)Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек ушей (женщины поднимают руки на уровне груди) и произнесите "Аллаху акбар" , затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка (женщины ставят руки на уровне груди). (рис. 2)
Стоя в таком положении читайте ду`а Сана "Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика, ва табааракясмука, ва та‘аляя джаддука, ва ляя иляяхэ гайрукь" , затем "Аузу билляхи минашшайтаанир-раджим" и "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" после читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" после суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура аль-Кяусар "Инна а"тайнакя ль Кяусар. фасалли ли Раббика уанхар. инна шани акя hува ль-абтар" "Амин" произносится про себя)(рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)
После говорите "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар"

И снова словами "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда на второй ракаат. (рис. 6)

Второй ракаат

Говорите "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" затем читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" после суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура аль-Ихлас "Къуль хува Аллааху Ахад. Аллааху с-съамад. Лям йалид ва лям йууляд. Ва лям йакулляхуу куфуван ахад" (Суру аль-Фатиха и короткую суру имам, а так же мужчины читают вслух, "Амин" произносится про себя) (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне говорите: "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" (имам, а так же мужчины читают вслух) после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)
После говорите "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух), исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)
И снова словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После произносите "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение и читаете дуга Аттахият "Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх" . Затем читаете Салават "Аллахума салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад,кяма салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид. Аллахума, барик аля Мухаммядин ва аля али Мухаммяд, кяма баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид" Затем читаете ду"а Раббана "Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахырати хасанат ва кына ‘азабан-нар" . (рис. 5)

Произнесите приветствие: "Ассаляму галейкум уа рахматуллах" (имам, а так же мужчины читают вслух) с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого. (рис. 7)

Поднимаете руку для совершения ду"а "Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам" На этом намаз завершен.

08:27 2016

Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, Его молим о помощи, у Него просим прощения, к Нему обращаемся с покаянием и к Нему прибегаем от зла наших душ и от наших плохих дел! Кого Аллах наставляет, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Мир и благословение нашему господину пророку Мухаммаду!

Утренний намаз является первым испытанием нового дня, и первым поклонением. Поэтому необходимо достойно пройти это испытание, хорошо начав новый день, чтобы быть подготовленным к другим испытаниям и возможным трудностям. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто совершит утренний намаз, будет находиться под защитой Аллаха» (Кутубу-Ситта, т.17, стр.541). Верующий, совершивший утренний намаз и начавший свой день находясь под защитой Аллаха, будет защищен от трудностей и проблем, вплоть до следующего утра.

Сунна утреннего намаза, ценнее, чем весь этот мир

Утренний намаз настолько важен, что даже сунна утреннего намаза, является самой сильной сунной после намаза-тахаджуд. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не отказывайтесь от совершения сунны утреннего намаза, даже если вас будет преследовать кавалерия»; «Сунна утреннего намаза, ценнее, чем весь этот мир».

Даже в такой ситуации, как преследование врагом, нам повелевается совершать намаз. Так как Аллах Всевышний является хозяином всего, поэтому ничто не способно принести нам вред, после того, как мы выполнили Его повеление.

Умар (радыйаллаху анху) совершал утренний намаз, даже будучи раненым

Сахабы сподвижника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) придавали такое значение намазу, что для них не существовало никаких препятствий для его совершения, будь то война, ранение, или даже смерть. Умар (радыйаллаху анху), который еще при жизни был обрадован Раем, подвергся кровавому покушению. Но несмотря на это, он, истекая кровью, совершил утренний намаз, не допуская даже мысли о том, чтобы оставить его.

Точно также для Сада ибн Раби (радыйаллаху анху) раненного в битве у рва, соорудили шатер в мечети, чтобы он мог совершать в ней намаз, в таком состоянии он и умер.

Однажды посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вместе с сахабами отправился в поход Затур-Рика. Остановившись на привал в одном месте, он назначил в караул на одном из переходов, Аббада ибн Бишра и Аммара ибн Ясира (радыйаллаху анхум). Когда оба этих сподвижника подошли к переходу, то Аммар лег спать, а Аббад приступил к совершению намаза.

Один из идолопоклонников, наблюдавший за ними, увидев совершавшего намаз Аббада, выстрелил в него из лука. Но Аббад рукой вытащил попавшую в него стрелу, и продолжил совершение намаза. Идолопоклонник, увидев, что Аббад продолжает совершать намаз, подумал, что промахнулся, и выстрелил еще раз. А затем выстрелил в третий раз. Так как Аббад продолжал совершать намаз. Спустя некоторое время Аммар проснулся. А идолопоклонник увидев, что их двое, убежал.

Увидев, что его товарищ истекает кровью, Аммар спросил: «Почему ты не разбудил меня, когда в тебя попала стрела?» . Аббад ответил: «Я читал такую суру, которую не хотел прерывать» (Кутубу-Ситта, т.10, стр.199).

Какой же должна быть сила веры, чтобы не замечать попавших в тело стрел!?

В жизни сахабов не было более важного поклонения, чем намаз. Ради этого, они были готовы пожертвовать абсолютно всем, в том числе жизнями и имуществом.

Время утреннего намаза истекает с восходом солнца

Время утреннего намаза очень важно, так же, как время любого другого намаза. К сожалению, некоторые люди не знают времени утреннего намаза, и не придают этому значения, считая, что утренний намаз можно совершать до полудня. Тогда как это является неправильным. Время утреннего намаза наступает с рассветом и заканчивается с восходом солнца.

Значит, утренний намаз необходимо совершать до восхода солнца

После восхода солнца утренний намаз можно совершать только в качестве долга. Некоторые думают так: «Если выполнить утренний намаз после восхода солнца, то обязанность будет выполнена. Хотя за это и не будет вознаграждения». Но подобные мысли не имеют никакого отношения к истине. Поэтому необходимо вставать и совершать утренний намаз до восхода солнца. Если бы это было не так, тогда зачем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и многие поколения мусульман на протяжении веков, в предутренней темноте отправлялись в мечети?

Предрассветный - Фаджр намаз

Одним из пагубных явлений и опасных признаков, которые предвещают наказание, вселяют страх и требуют от нас внимания, обсуждения и изучения путей излечения, является опоздание многих молящихся на рассветный намаз, и совершение его не в установленное время. Возможно, что причиной этого является продолжительное бодрствование и праздное провождение времени. До недавнего времени наши отцы и деды стремились рано ложиться спать и запирали свои дома после вечерней молитвы. Они не излишествовали в еде и просыпались на рассветный намаз бодрыми и энергичными. Поэтому их жизнь была приятной, полной душевного благополучия и здоровья. Они чувствовали прелесть этой жизни. Но с проникновением «современной культуры» пороки разрушили как нашу веру, так и нашу мирскую жизнь. В результате этого наши души наполнились леностью и праздностью, а наши тела ослабли и покрылись жиром. Мусульмане стали пассивны, склоняются к долгому сну и не в состоянии выполнять некоторые простые предписания. Возможно, в течение этой статьи мы найдем причины, которые могут помочь мусульманам вовремя просыпаться на рассветный намаз.

Причинами, способствующими совершению рассветного намаза являются:

1) Человек должен стремиться рано ложиться спать. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил спать перед вечерней молитвой и беседовать после нее. Исключением из этого являются случаи, приведенные имамом ан-Навави в комментариях к «ас-Сахиху» имама Муслима. Он сказал: «Причиной порицания беседы после нее является то, что в результате бодрствования возникает опасение за то, что человека одолеет сон и он не сможет совершить ночной или рассветный намаз в разрешенное, желательное или самое предпочтительное время. К беседам, которые порицаются в хадисе, относятся лишь те, которые не приносят пользы. Те же, которые приносят пользу и благо, не порицаются. К ним относятся изучение наук и жизни праведных мусульман, прием гостей, беседа с невестой, семьей и детьми для сближения, общения или о делах, беседа с путниками о том, как уберечь свое имущество и самих себя (от порочного и запретного – прим. пер.), разговор с целью примирения между людьми и помощи им в добре, повелении одобряемого и удерживании от порицаемого, наставлении на благое дело и т.п. Подобное не порицается никоим образом».

2) Мусульманин должен заботиться о соблюдении правил этикета перед сном. Перед сном следует воззвать к Аллаху, сложить ладони и поплевать на них, совершить малое омовение, совершить молитву из двух рак‘атов после малого омовения. Мусульманин должен попросить членов семьи, родителей, близких родственников и соседей, окружающих его, чтобы они разбудили его, а когда проснется, он должен встать быстро без вялости и лености, чтобы не уподобляться лицемерам, которые лениво встают на молитву.

3) Исполнение души верой и стремлением к праведным делам. Живая и пробудившаяся вера побуждает человека, засучив рукава, совершать благие деяния, и стремиться вперед. Дерево веры приносит плоды, когда его поят благочестием. Плодами его являются благонравие и хорошее отношение к людям. Вера увядает и ослабевает в зависимости от силы или слабости праведности человека, а также от внешних факторов, влияющих на душу человека, таких как страсти и т.п. На черствую душу не влияют проповеди и увещания, поэтому мусульманин должен сторониться причин, которые делают сердце человека черствым и грубым, не проявлять излишества в еде и питье, не вести пустые разговоры, не смотреть на порочное и не слушать греховное, а защищать свою душу от вредного влияния нашего окружения.

4) Отдаление от грехов. Мусульманин должен отводить взгляд от того, на что запрещено смотреть, удерживать язык, слух и другие органы и использовать их на пути поклонения Аллаху. Свои глаза следует использовать для чтения Книги Аллаха и ее аятов, для размышления над творениями во вселенной и для чтения научной литературы. Когда одного из праведных предков люди спросили о причине их неспособности совершать ночную молитву, он сказал: «Ваши грехи сковывают вас». Безусловно, что именно грехи являются причиной того, что раб Аллаха не в состоянии подчиняться Его повелениям и ощутить прелесть этого. Имам Ибн аль-Каййим сказал: «Грехи – это раны, а множество ран приводит к смерти».

5) Мусульманин должен узнать о благе, которое заключается в рассветном намазе, и великом вознаграждении, обещанном за нее, а также о порицании того, кто отказывается совершать ее вместе с мусульманами в мечети и опаздывает на нее. Усман ибн Аффан рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил коллективный вечерний намаз, тот будто выстаивал на молитве полночи, а кто совершал коллективный рассветный намаз, тот будто выстаивал на молитве всю ночь» (Муслим и Малик). Ибн Мас‘уд рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о человеке, который проспал рассветный намаз: «Шайтан помочился в его ухо (или в оба его уха)» (аль-Бухари). Имам аль-Куртуби сказал: «Это – подлинная моча. Он мочится, женится и размножается, о сущности чего знает только Аллах» («Фатх аль-Бари» 3/28). Если ты пожелаешь убедиться в истинности этих слов, то посмотри в лицо тех, кто приходит на работу, не совершив рассветный намаз вовремя. Посмотри в их лицо и прибегай к покровительству Аллаха от их деяний и состояния. Каким же может быть состояние человека, в уши которого помочился шайтан?!

6) Мусульманин должен знать последствия опоздания на молитву. К ним относятся душевные переживания, подавленность, упущение многих как религиозных, так и мирских благ. Он должен стремиться к противоположному. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда каждый из вас засыпает, шайтан завязывает на его затылке три узла и ударяет по каждому узлу, говоря: “Перед тобой долгая ночь… Усни!” Если же человек, проснувшись, вспоминает Всевышнего Аллаха (произнося молитву или зикр – прим. пер.), то развязывается один из узлов. Если он совершает малое омовение, то развязывается второй узел; а если он совершает молитву, то развязываются все узлы, и он становится энергичным и бодрым. Иначе же он просыпается со скверным настроением и ленивым» (аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, Малик). Время, когда заканчивается рассветный намаз, несет добро и благословение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стремился проводить его в поминании Аллаха до восхода солнца, а затем совершал молитву из двух рак‘атов. Наши праведные предки также стремились придерживаться этой сунны. Одним из них является шейх-уль-ислам Ибн Теймийя. Его ученик Ибн аль-Каййим рассказывал, что он (Ахмад Ибн Теймийя – прим. пер.) после рассветного намаза сидел и поминал Аллаха. Он говорил: «Есть в мирской жизни рай, и кто не войдет в него, тот не попадет в рай в будущей жизни». Это значит, что поклоняющийся Аллаху раб открывает для себя прелести и наслаждения тайного общения с Аллахом, с которым не сравнимо ни одно удовольствие мирской жизни. Он также говорил: «Это – мой завтрак, и если я не позавтракаю, то мои силы иссякнут» («аль-Вабиль ас-Сайб» 35). » («аль-Вабиль ас-Сайб» 35). Время после рассветной молитвы целиком является благим и благословенным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воззвал к Аллаху с просьбой сделать это время благословенным для его общины, сказав: «О Аллах! Благослови мою общину ранним утром!» Поэтому ремесленники, труженики и торговцы стремятся использовать это благоприятное время, его благо и благословение.

Имам ат-Тирмизи передал хадис Сахра аль-Гамиди о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Аллах! Благослови мою общину ранним утром!» Он сказал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял боевые роты и армии в начале дня. Сахр был торговцем и всегда отправлял свои караваны в начале дня, и его богатство умножалось и росло («Сахих Сунан ат-Тирмизи» 2/4). Кто же проводит это драгоценное время во сне до восхода солнца, тот лишает себя благословения этого времени. Что же касается пользы, которую человек может извлечь для своего здоровья при раннем вставании, то она связана с высокой концентрацией газа озона в воздухе на рассвете. Постепенно его количество уменьшается, и он исчезает к восходу солнца. Этот газ оказывает благоприятное воздействие на нервную систему и активизирует мыслительную и физическую деятельность. Когда человек вдыхает приятный предрассветный ветерок, называемый «ветром молодости», он ощущает прелесть и наслаждение, которых не возможно испытать в другие часы дня или ночи (из книги «О медицине в Благородном Коране» шейха Абд аль-Хамида Дийаба).

7) Мусульманин должен стараться очистить себя от качеств лицемеров. Совершение рассветного намаза является свидетельством сильной веры и отсутствия лицемерия, потому что вставание в столь ранний час трудно для человека. И поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми трудными для лицемеров являются вечерний и рассветный намазы. Если бы они знали, что их ждет в них, они пришли бы на них, даже если бы им пришлось добираться ползком» (аль-Бухари и Муслим). Славный сподвижник пророка Абдуллах ибн Мас‘уд поклялся и сказал: «В наше время на нем (на коллективном намазе – прим. пер.) не присутствовали только явные лицемеры» (Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа). Ибн Умар сказал: «Если мы не встречали кого-то на рассветном намазе, то начинали плохо думать о нем» (аль-Баззар, ат-Табарани и Ибн Хузейма в книге «Сахих ат-Таргиб ва ат-Тархиб» 169). Если ты хочешь взвесить веру человека и оценить его верность, то взгляни на его отношение к рассветному намазу, которое является показателем веры. Если он не присутствует на утреннем намазе, то это свидетельствует о недостаточности его веры, черствости его сердца и подчинении его своим страстям и желаниям. Если же он присутствует на рассветном намазе, то мы можем свидетельствовать о его вере, потому что это является критерием верности веры раба, ибо он одержал величайшую победу – победу над своей душой и над наслаждениями сна и мягкой постели. Как могут опаздывающие на молитву наслаждаться сном в то время, как люди читают Священный Коран в мечетях на рассвете и отдыхают в цветущем саду, слушая прекрасные слова Аллаха. Поистине, кто предпочитает удовольствие, испытываемое в постели, прелести тайного общения с Аллахом, тот находится в убытке и лишен великого блага. В этом состоят некоторые причины, способствующие своевременному вставанию на рассветный намаз.

Намаз является вторым столпом религии, без которого вера человека не может считаться истинной. Именно намаз является первым, за что будет спрошен человек в Судный День, и последним наставлением посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) перед смертью.

Всевышний Аллах обязал нас совершать намаз в установленное время, сказав: «Поистине, молитва для верующих предписана в определенное время» (ан-Ниса, 103).

Искупление за опоздание на намаз полагается только в трех случаях:

если человек проспал;

если он находился без сознания;

если он забыл про молитву.

В этих случаях человек должен совершить намаз, когда проснется либо вспомнит про него. В остальных случаях намаз считается пропущенным без уважительной причины. От этого предостерегал нас посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Основы Ислама будут разрушаться по одному, и как только разрушится одна их них, люди цепко возьмутся за следующую. Первой разрушится власть, а последней – молитва» (Ибн Хиббан). Поэтому тот, кто проявляет небрежность к намазу, разрушает свою веру и религию целиком. Всевышний Аллах сказал: «И последовали за ними потомки, которые погубили молитву и пошли за страстями – они встретят погибель» (Марьям, 59).

Мусульмане, которые допускают подобное отношение к намазу, никогда не ограничиваются этим. Их вера настолько слаба, что они впадают во многие грехи и смотрят на них как на муху. Истину изрек Всевышний Аллах, который сказал: «Поистине, молитва удерживает от мерзости и предосудительного» (аль-Анкабут, 45).

Когда же этот щит, оберегающий верующего, ломается, человек становится не в состоянии устоять перед искушением, которое обступает его со всех сторон. В результате этого разрушаются устои единобожия, и человек может впасть в один из видов лицемерия.

Поэтому небрежное отношение к намазу является чертой лицемеров, о которых Всевышний сказал: «Горе же молящимся, которые к молитве своей небрежны, которые лицемерят…» (аль-Ма‘ун, 4-6). Для них Аллах уготовил долину в аду, в которой они будут вкушать наказание.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет соблюдать намаз, тот в День воскресения получит свет, ясное доказательство и спасение, а кто не будет соблюдать ее, тот не получит ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. В День воскресения он окажется вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убеййем ибн Халафом» (Ахмад; ат-Табарани и Ибн Хиббан; иснад хадиса очень хороший).

Отказавшийся от совершения намаза в День Страшного Суда будет собран перед Всемогущим Аллахом рядом с вождями неверия. Ибн аль-Каййим сказал: «Человек не соблюдает молитву либо из-за озабоченности делами своего богатства и своих владений, либо из-за занятостью правлением, либо из-за торговли. Тот, кого оторвало от молитвы богатство, будет вместе с Каруном. Тот, кого оторвало от молитвы его царство, будет вместе с Фараоном. Тот, кого оторвало от молитвы правление, будет вместе с Хаманом. А тот, кого оторвала от молитвы торговля, будет вместе с Убеййем ибн Халафом». Упаси нас Аллах от этого!

Всевышний Аллах сказал: «Овладел ими шайтан и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они – партия шайтана. О, поистине, партия шайтана – потерпевшие убыток!» (аль-Муджадила, 19).

Кто же относится к тем несчастным, которыми овладел шайтан? Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если три человека в селении или пустыне не совершают молитву вместе, то ими непременно овладел шайтан» (Абу Давуд, ан-Насаи и аль-Хаким; достоверный хадис). Поэтому даже тот, кто отказывается от совершения коллективного намаза, относится к партии шайтана, которую постигнет мучительное наказание. Что же тогда говорить о том, кто вообще не совершает рассветный намаз, который является фундаментом исламской религии? Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершал молитву до восхода и до заката солнца, тот не войдет в Огонь» (Муслим). Что же может быть большим признаком благого конца верующего, чем соблюдение рассветного намаза вовремя? И что может быть большим свидетельством против человека, чем небрежность, проявленная к ней?

Это – прямой путь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и обязанностью каждого мусульманина является верное соблюдение его наставлений. Всевышний повелел Своему пророку: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи…» (Аль ‘Имран, 31). Поэтому, кто отворачивается от истинной религии, тот встает на путь заблуждения и заслуживает наказания Господа. Аллах отрицает совершенство его веры и его любовь к Всевышнему Творцу. Как же скверно то, что приобретают эти невежды в этом мире, и как скверен их конец!

Да наставит нас Аллах на путь посланника Аллаха и защитит от козней шайтана и врагов истины! Да укрепит Он нас в вере и сохранит нашу молитву! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, его роду, сподвижникам и праведным последователям до Дня воскресения!

Абдуллах ибн Абд ар-Рахман аль-Джибрин, Эльмир Кулиев

Поделиться